Найти тему
True Motorsport

Какими были гонки до «Формулы»? Часть 2

Оглавление
Cтарт Гран-При Бельгии 1925 года. Антонио Аскари («Альфа-Ромео», стартовый номер 2) и Джузеппе Кампари («Альфа-Ромео», стартовый номер 6)
Cтарт Гран-При Бельгии 1925 года. Антонио Аскари («Альфа-Ромео», стартовый номер 2) и Джузеппе Кампари («Альфа-Ромео», стартовый номер 6)

Гран-При Бельгии

После заезда на "Инди-500" (см. предыдущую статью) четыре автопроизводителя (итальянский «Альфа-Ромео», французские «Деляж» и «Бугатти, а так же английский «Санбим») дали согласие на участие в бельгийском этапе чемпионата. Владельцам трассы Спа-Франкоршам было так же обещано дальнейшее увеличение числа участников гонки.

Было получено согласие бельгийских автоспортивных функционеров, и трасса в Спа-Франкоршам стала первым европейским автодромом, который провел официальный этап чемпионата мира.

Дополнительных заявок на участие в гонке от других автопроизводителей не поступило, зато незадолго до проведения гонки пришли отказы от «Бугатти» и «Санбим». В обоих случаях причиной была неготовность техники, так что в Бельгии выступали только две команды: «Альфа-Ромео» и «Деляж».

Расстановка сил

«Альфа-Ромео» была представлена тремя пилотами, а «Деляж» - четырьмя. «Деляж» обладал мощным двигателем, который в рамках регламента выдавал 190 лошадиных сил. Движок «Альфа-Ромео» выдавал не более 155 лошадиных сил. Казалось бы, фаворитом безоговорочно является «Деляж», но у автомобилей данного производителя было шасси, не подходящее для бельгийской трассы и не позволяющее реализовать весь потенциал мотора. Коротко говоря, «Деляж» оказался несбалансированным, чего нельзя было сказать об «Альфа-Ромео» - она оказалась на данной трассе весьма гармоничной конструкцией, где все элементы дополняли и усиливали друг друга.

Ход гонки и итоги

Из-за неисправностей в конце концов из гонки вышли все болиды «Деляж» и один «Альфа-Ромео». Оставшиеся два пилота итальянской команды не пытались бороться друг с другом и заканчивали гонку в неспешном темпе, ведь главное для них было просто доехать до финиша. Первым к финишу пришел Антонио Аскари, за ним с отрывом в 22 минуты Джузеппе Кампари. Гран-При Бельгии не оказался зрелищным и выявил фаворита в лице «Альфа-Ромео». Эта гонка до начала следующего десятилетия отбила у организаторов охоту связываться с высшим формульным классом.

Антонио Аскари, Гран-При Бельгии, 1925 год
Антонио Аскари, Гран-При Бельгии, 1925 год

Гран-При Франции

Перед гонкой руководство «Альфа-Ромео» распределило роли своих пилотов. Антонио Аскари было отказано в праве претендовать на победу, и по командному распоряжению право победы отдавалось Джузеппе Кампари. Это очень сильно расстроило Антонио.

Сверху - Джузеппе Кампари, снизу - Антонио Аскари
Сверху - Джузеппе Кампари, снизу - Антонио Аскари

В гонке Антонио нарушил командное указание и начал лидировать, после чего демонстративно поехал в агрессивном стиле. Когда пошёл дождь и Аскари заехал поменять шины, руководство команды выразило недовольство своим гонщиком, чем только усугубило его душевное состояние. Кроме того, Антонио выпил в ходе пит-стопа бóльшую чем обычно порцию алкогольного коктейля (у Антонио была такая традиция). Вскоре после пит-стопа из-за неразумного управления автомобилем Аскари попал в аварию и получил травмы, несовместимые с жизнью. Как только весть об этом достигла автодрома, остальные пилоты «Альфа-Ромео» были отозваны с трассы, и победа в гонке досталась команде «Деляж».

Смертельная авария Антонио Аскари
Смертельная авария Антонио Аскари

Гран-При Италии

Итальянский этап был интересен не столько с точки зрения гонок, сколько с точки зрения скандалов. На Гран-При Италии ожидалось прибытие всех участников чемпионата, включая «Дюзенберг». В трех предыдущих гонках было три разных победителя: «Дюзенберг», «Альфа-Ромео» и «Деляж». Гран-При Италии имел статус последней и решающей гонки чемпионата.

Прекрасно понимая, что лидер сезона «Альфа-Ромео» будет участвовать в домашней гонке, организаторы гонки в Сан-Себастьяне резко подняли призовой фонд своей гонки, сделав его неприлично большим по меркам того времени. В связи с этим две английские команды и «Деляж», руководство которого прекрасно понимало, что шансов на успех в противостоянии с «Альфа-Ромео» мало, отказались от участия в Гран-При Италии, тем самым вычеркнув себя из зачёта чемпионата мира, и заявились на участие в испанской гонке.

Статус мирового первенства существенно понизился из-за ухода второй по силе заводской команды. К тому же, американцы прислали телеграмму, в которой выражали обиду за игнорирование европейскими автопроизводителями гонки «Инди-500» и указали, что могут ответить тем же.

Достойных соперников у «Альфа-Ромео» просто не осталось. Статус турнира как мирового первенства пропадал.

АIАСR бросилась уговаривать европейских и американских автопроизводителей. В итоге только американцы отправились в Европу. Статус мирового чемпионата был спасён, однако, как только «Альфа-Ромео» вновь обрели конкурента в борьбе за титул чемпиона, руководители итальянской команды потребовали признать технику «Дюзенберг» не соответствующей регламенту и не допускать к гонке, потому что боялись проиграть на домашней трассе.

После всех споров «Дюзенберг» вышел на старт гонки, и на следующий день почти все европейские издания (особенно французские и испанские) смеялись над итальянцами и их гонкой. «Дюзенберг» оказался слабее даже тех европейских команд, которые по меркам Европы считались командами второго сорта, и «Альфа-Ромео» одержала очередную легкую победу.

На фото пилот Гастон Брилли-Пери, которому в этот раз предстояло стать победителем. Интересный факт: рядом с ним стоит резервный пилот «Альфа-Ромео», которым был тогда еще никому неизвестный Энцо Феррари
На фото пилот Гастон Брилли-Пери, которому в этот раз предстояло стать победителем. Интересный факт: рядом с ним стоит резервный пилот «Альфа-Ромео», которым был тогда еще никому неизвестный Энцо Феррари

Итоги

Несмотря на все споры и скандалы, первый чемпионат мира все-таки состоялся, и «Альфа-Ромео», без проблем выигравшая домашнюю гонку, была признана лучшим автопроизводителем в мире (хоть и для признания этого факта на тот момент не требовалось проводить никакого чемпионата). Чемпиону в качестве дополнительной награды достались смешки в память о том, как же сильно они испугались «Дюзенберг».