Порой интересные места и интересные вещи можно найти совершенно случайно.
.....
— А вы на «Студебеккере»?
— Можете считать нашу машину «Студебеккером», — сказал Остап злобно, — но до сих пор она называлась «Лорен-Дитрих». Вы удовлетворены?
Но шофер-любитель удовлетворен не был.
— Позвольте, — воскликнул он с юношеской назойливостью, — но ведь в пробеге нет никаких «Лорен-Дитрихов». Я читал в газете, что идут два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер».
Цитата, как вы, наверное, знаете, взята из творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Роман "12 стульев", эпизод, когда герои идут на автомобиле впереди автопробега и собирают с этого мероприятия всевозможные материальные блага:
Пока толпа, недвижимо расположившаяся вокруг кафедры, внимала словам командора, Козлевич развил обширную деятельность. Он наполнил бак бензином, <...>, беззастенчиво захватил в запас три больших бидона горючего, переменил камеры и протекторы на всех четырех колесах, захватил помпу и даже домкрат.
Дорога до Одессы была обеспечена материалами. Не было, правда, денег. Но это командора не беспокоило. В Удоеве путешественники прекрасно пообедали, и деньги, в сущности, еще не были нужны.
....
Я не великий знаток истории автопрома.
Но определённые старые вещи обладают какой-то своей... нет, не аурой, конечно, и не энергетикой.
Автомобилям 30-40х годов прошлого века присуща эстетика совершенно другого времени, эстетика эпохи ар-деко. Эстетика фетровых, обвитых лентой шляп. Эстетика таксидо, которые у нас почему-то чаще называют смокингами. Эстетика двухцветных туфель. Эстетика бутлеггинга, гангстерких войн и томмигана, известного в те времена не менее, чем сейчас - автомат Калашникова.
Эпохи, когда джазовых оркестров и появления свинга. Sing, sing, sing Бенни Гудмена.
И мне, в жизни привыкшему носить либо камуфляж, либо джинсы/кроссовки/футболки, тем не менее та эпоха определённо нравится.
.....
Домодедово. Возвращаюсь из командировки, выхожу в общий зал из зоны получения багажа. Двигаюсь в сторону центрального выхода из аэропорта, одновременно пытаясь дозвониться до парковки, где оставил свою машину.
И вижу вот это:
Рядок ретро-автомобилей! Рядом с каждым табличка с краткой информацией - производитель, модель, характеристики, годы производства.
Время позднее, спешки никакой нет. В любом случае понятно, что "сегодня я приеду домой уже завтра".
Иду вдоль, смотрю, фотографирую.
На одном донельзя породистом автомобиле наблюдаю неизвестный мне логотип производителя - двойной вертикальный крест с круглоконечными окончаниями.
Лорен-Дитрих! Весьма скромная по нынешним меркам мощность мотора, а максимальная скорость в 50 км/ч у современного водителя вызвать резве что улыбку.
Но черт! Дело ведь не в этом!
Вот так и оживают страницы книги.
.....
Что могу сказать.
Большое спасибо людям, которые сделали в Домодедово эту экспозицию. Будете там - потратьте на неё минут пятнадцать вашего времени, оно того стоит.
Но я точно не был бы самим собой, если бы не поворчал бы немного.
Вот смотрите. В любой Пятёрочки те или иные продукты рекламируют ростовые картонные фигуры всяких Тимати-Киркоровых-Бабкиных-Бузовых.
Так вот, если кому и известен сейчас бренд Лорен-Дитрих, кроме узкого круга специалистов, то это старшему поколению, читавшему замечательный роман про Великого Комбинатора, и смотревшему его экранизацию.
Я не знаю, насколько это уместно, но... может, если на заднем плане за автомобилем поставить ростовую фигуру Остапа Бендера (не суть, хоть в гениальном исполнении Юрского, хоть Арчила Гомиашвили) - может, кто-нибудь из пассажиров помоложе заинтересовался бы... фильм бы посмотрел. Может быть, даже книгу прочёл бы... хотя в это я не верю, это уже фантастика.
.....
И да, Студебеккеров я, увы, не обнаружил. Может, просто плохо искал?