Говоря о своей любви к фильму Аллы Суриковой «Ищите женщину», я не буду оригинальной, этот шедевр оценили миллионы зрителей.
Львиную долю успеха обеспечила игра прекрасных актеров и интересные режиссерские находки.
Мы до сих пор не перестаем восхищаться захватывающим сюжетом картины, однако события, происходящие за кадром, были не менее увлекательны.
Роль секретарши
На роль секретарши нотариуса – разговорчивой Алисы Постик — режиссер с самого начала прочила только Софико Чиаурелли и никого другого.
Но если решение было очевидным для Аллы Суриковой, то руководству Мосфильма оно показалось сомнительным. Тогда режиссер сама решила снять фотопробы и на пару с оператором отправилась в Тбилиси к Чиаурелли.
В Грузии Сурикова пробыла пять дней, но до съемок дело так и не дошло. Супруг Софико – известный актер и комментатор Котэ Махарадзе устроил дорогим гостям насыщенную программу по всем правилам местного гостеприимства.
И уже в последний день перед вылетом стало ясно, что на фотопробы времени не остается.
Однако что-то нужно было предъявить редакторам Мосфильма, и находчивая Сурикова пересняла фотографию Чиаурелли с календаря, нимало не смущаясь, что выпущен он был около двадцати лет назад.
Хотя, как по мне, Софико не слишком изменилась – в любом возрасте она была великолепной. «Фотопроба» из календаря понравилась руководству, и актрису утвердили на главную роль.
Куравлев вместо Джигарханяна
Далеко не так однозначно все было с ролью инспектора Грандена. Сначала в этом образе Суриковой виделся Михаил Ульянов, но занятый в другом проекте он не смог присутствовать на съемках.
Тогда режиссер предложила на рассмотрение руководству два совершенно разных типажа – Армена Джигарханяна и Леонида Куравлева.
Комиссия предпочла первого, поскольку имидж беззаботного Афони плохо вязался с персонажем умудренного опытом инспектора.
Затем кто-то пошутил, что Армену Борисовичу нечего будет делать на протяжении фильма, поскольку он решит загадку за первые четверть часа.
Образ Грандена предстал с другой стороны: инспектор, которому помогает секретарша, не должен быть слишком матерым, а кроме того, он комично простужен и вызывает у Алисы желание себя опекать.
Как видим из фильма, Куравлев подошел просто идеально. Он был и суровым, и нежным, и серьезным, и умилительным, и комичным.
Съемки без озвучки
Интересно, что картину снимали без последующего дубляжа – все реплики записывались сразу, поэтому во время съемок в павильоне стояла тишина.
Возможно, это решение было следствием простой экономии, ведь Сурикова тогда еще не была известным режиссером и ей выделили совсем небольшую сумму на фильм.
Но благодаря прямой записи диалоги получились максимально живыми и естественными, а талант актеров раскрылся во всей красе.
Такой эффект можно наблюдать лишь в театре, когда интонации органично связаны с действием и происходит полное вживание актера в роль.
Возможно, такой и была задумка Аллы Суриковой, снимавшей картину по мотивам пьесы. Прямая озвучка помогла ей создать для зрителей настоящий живой театр.