90-е годы - очень непростой период для нашей страны. Обесценение денег, пустые прилавки в магазинах, общая разруха, когда закрывались успешные в СССР предприятия, а оставшиеся на плаву не платили работникам зарплаты по полгода. Это время становления новых русских коммерсантов, которые смогли быстро адаптироваться под новые условия, чтобы заработать, и разгула ОПГ с братками, которые доили тех самых коммерсантов и исполняли заказы на конкурентов.
Сегодня мы отправимся в давно ушедшее лихое десятилетие, чтобы совершить ностальгическую прогулку по улицам Москвы и вспомнить наиболее запомнившиеся образы времен Попова и раннего Лужкова: повсеместная реклама алкоголя, сигарет и казино, автобусные остановки, обклеенные множеством объявлений, вещевые рынки, первые супермаркеты и западные сети фаст-фуда, которые у нас считались чуть ли не ресторанами, километровые очереди в магазины импортной одежды, люди на улице в спортивных костюмах, леггинсах и джинсовых куртках.
1.Ларьки
90-е ознаменовались расцветом уличной торговли - тогда торговали все и на любом пустующем клочке земли у ж/д станции, в переходе, на рынках, развалах и т.п. В тоже время столицу наводнили коммерческие ларьки с хлынувшими в страну радостями западной жизни- сникерсы, кока-кола, жвачки, разводные соки типа Invite, печенье Wagon Wheels и конечно же сигареты, пиво и крепкий алкоголь.
Обычно ларьки работали круглосуточно и располагались в местах с большой проходимостью людей - у вестибюлей метро, в центре, в переходах, у спортивных комплексов, кинотеатров. Были также и местные точки "на районе", где отоваривались жители ближайших многоэтажек.
2.Вещевые рынки
В лихие 90-е у станций метро, на аллеях парков и просто пустырях стали возникать стихийные рынки, где можно было купить все и вся. Самыми известными стали Черкизовский рынок, рынок в Лужниках - на них продавали преимущественно одежду и обувь. Горбушка была центром по продаже аудио- и видеопродукции, и софта для компьютеров, на 99% пиратских, а Митинский радиорынок специализировался на телерадиоаппаратуре. В Солнцево и Южном порту были крупные авторынки. Товар продавали в контейнерах, из багажника машины, тента с навесом или той же палатки.
Товары на рынки привозили так называемые челноки из Турции, Вьетнама, Китая или Польши. Для многих тогда это был единственный способ прокормить семью, а некоторые даже выросли в крупных коммерсантов,державших десяток точек на разных рынках.
К концу 2000-х с улучшением финансового благосостояния россиян рынки с ширпотребом почти полностью вытеснили супермаркеты и торгово-развлекательные центры.
3.Обменники
В 90-х граждане получили возможно легально владеть инвалютой, которая в условиях гиперинфляции рубля и "черных вторников" 1994 и 1998 годов тогда играла роль средства сбережения и даже платежей. Цены на квартиры, машины, заграничную сантехнику и мебель тогда указывали исключительно в у.е. Самыми популярными в расчетах были конечно же доллары США, а также немецкие дойчмарки, которые в 2000-х вытеснил евро.
Вслед за спросом на валюту вместо подпольных менял на улицах и переходах появились многочисленные обменные пункты, которые непременно вывешивали табло с курсами валюты или выставляли штендеры. Иногда можно было встретить передвижные обменники в микроавтобусах РАФ.
4.Уличная реклама
В начале 90-х советские перетяжки и лозунги в духе "Вперед к коммунизму" и "Привет участникам съезда КПСС" вмиг сменились разнообразными рекламными баннерами и билбордами. Их ставили и вешали повсюду, не зная меры - билборды на тротуарах, перетяжки над дорогами и на стенах зданий, буквы на крышах домов. Общественный транспорт был весь увешан рекламой словно елка. Все столбы и остановки были обклеены самодельной рекламой сомнительных товаров и услуг с отрывными талонами с телефонами.
Они закрывали солнце жителям нижних этажей многоэтажек и при сильном ветре падали на прохожих, но до где-то середины 2010-х так и продолжали "радовать глазом" в любом уголке столицы.
5.Очереди
В 90-е люди стояли на морозе не за последней версией Айфона, как сейчас, и не за югославской стенкой и посиневшей курицей, как в СССР, а чтобы купить новые фирменные джинсы от Wranger или Riffle, отведать Бигмак с картошкой фри и колой из Макдоналдса, пиццу Сиприм из Пиццы Хат или попробовать 31 вкус мороженого из Баскин Роббинс.
Приобщаться к западной культуре вмиг стало очень модно, и многие москвичи и гости столицы стремились прикоснуться к кусочку настоящей западной жизни, несмотря на весьма высокие цены.
6.Ночные бабочки
Это может показаться очень странным, но в 90-е ночные бабочки днем и ночью спокойно стояли на главной улице Москвы Тверской прямо в двух шагах от Кремля, а также на других основных трассах и у вокзалов, предлагая автомобилистам и командированным свои услуги. Столбы, остановки и газеты пестрили недвусмысленными объявлениями Наташ и Карин, скучающих от одиночества.
В гостиницах соответствующие дамы дежурили на входе, а одиноким постояльцам по ночам звонили по телефону в номера прикормленные агентства, предлагая услуги.
7.Митинги и забастовки
Неурядицы в экономике и политические кризисы тех лет приводили к многочисленным митингам - против гайдаровской либерализации цен, в поддержку Верховного Совета, забаррикадировавшегося в Белом доме, в защиту арестованного в 1994 году Мавроди, против ввода войск в Чечню.
Также проходили и профессиональные забастовки шахтеров на горбатом мосту у Белого дома, которые требовали погашения долгов по зарплате, стуча касками по асфальту. Бастовали также учителя и медики.
Митинги тогда особо не разгоняли, как сейчас, но и эффекта от них особо никакого не было - власть к народу у нас не привыкла прислушиваться, хотя доведенные до отчаяния и бастующие за зарплаты люди иногда все же получали честно заработанные деньги или индексацию съеденной инфляцией зарплаты.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 6 нелепых профессий мечты молодежи 90-х