Здравствуйте, друзья!
Бывают фильмы хорошие, плохие, веселые, грустные. Печальные, трагические. А бывают душераздирающие и душевынимающие. Вот от этого фильма - "Свет в окне" - именно такое ощущение. Он - душераздирающий. Начала смотреть - и несколько раз останавливала фильм. Невозможно смотреть без слез. Они временами просто душат.
Первый раз я посмотрела этот фильм еще в детстве. Запомнила гениальную игру девочки-актрисы, но названия не запомнила. И всю жизнь периодически кадры оттуда всплывали в памяти, но найти фильм не могла. А вот теперь случайно наткнулась на него и пересмотрела.
Фильм "Свет в окне" вышел на экраны в 1980 году, режиссер - Аян Шахмалиева. В главной роли - девочки-подростка Риты - снялась Рита Сергеечева. Роль ее папы сыграл Юрий Соломин. Дуэт получился таким пронзительным и искренним.
В семье рождается второй ребенок, при этом мама умирает при родах. И вот - отец и старшая дочь Рита остаются один на один с собой, своим горем и малышкой. Справляются со всем этим они не так чтобы очень. Пока в их семье не появляется Ирина, медсестра из поликлиники. И буквально излечивает эту семью своей помощью, заботой и любовью.
Но Рита ревнует отца к Ире, не хочет, чтобы та заняла место матери. Отец не готов травмировать девочку еще больше и Ирина исчезает из их жизни. Только ценой невероятных душевных усилий Рите в итоге удается сделать правильный выбор.
Маргарита Сергеечева, сыгравшая Риту, не первый раз снималась у этого режиссера. Ранее Аян Шахмалиева работала с девочкой в фильмах "Капитан", "Странные взрослые", "Дети как дети". Поэтому заметно, что Рита в кадре выполняет режиссерские задачи в точности. Понимает, что от нее требуется, с полуслова.
Очень тяжелая психологически роль - девочки, потерявшей маму - наверняка далась Рите нелегко, но играет она так, что иногда забываешься, не помнишь о ее возрасте. Не каждая взрослая, опытная актриса может быть такой достоверной в кадре.
Зрителю нигде не разжевываются (как это принято в современном кинематографе) мотивы поступков персонажей. Это и не требуется, все очень понятно из игры талантливого актерского дуэта: Рита Сергеечева и Юрий Соломин. И Рита ни капли не уступила своему опытному партнеру.
Все нюансы, оттенки чувств, переживаний, настроения - донесены до нас в точности. Какие глаза у Риты, сколько в них боли, тоски.
Как чутко и точно показаны все стадии, происходящие с Ритой. И неприятие горя, и борьба с ним, и последующее смирение и принятие. И все это - в отношении Риты к маленькой сестричке.
И чуткость к отцу, любовь к нему, желание, чтобы ему было хорошо - все это Рита сумела передать в двух финальных сценах без слов. Когда она смотрит на отца в новогоднюю ночь, и когда приходит к Ирине. Этому нельзя научить - так мощно передавать мысль зрителю без единого слова. Это врожденный дар.
А с отцом Рите, конечно, повезло. Потерявший жену, оставшийся один с двумя детьми, старшая из которых очень глубоко переживает потерю матери, а младшая - просто новорожденный младенец, которому требуется все твое внимание и забота.
Не спился, не стал ныть и жаловаться. Смог и малышку растить, и со старшей девочкой не потерять чуткого контакта и взаимопонимания. И как настоящий отец, не поставил свои личные интересы над дочкиными и отказался от личной жизни.
Наверное, только у такого отца и могла вырасти такая дочь, как Рита. Чтобы в итоге поняла его и приняла выбор и сторону отца. Два любящих друг друга человека - папа и дочка - друг ради друга по очереди пожертвовали своими личными желаниями. Лишь бы близкому и любимому человеку было хорошо. Не знаю, что может быть выше и чище.
Остальные персонажи своим поведением только оттеняют главных героев. И противная бабка Риты (сыграла Людмила Иванова), и одноклассник Риты, которого она после случившегося с ней горя в одночасье переросла на целое поколение.
Я вам очень советую посмотреть этот фильм, если еще не видели. Он о настоящих человеческих ценностях.
Спасибо за внимание :)