Все дизайнеры и архитекторы активно используют CAD программы в своей работе. И обычно выбор софта обусловлен требованиями офиса, выбором одногруппников, короче тем, что принято использовать в конкретной профессии. Однако есть множество других программ, которые изначально создавались для других целей, но попутно приобрели полезные для дизайнеров и архитекторов функции. Давайте поговорим о некоторых из них.
🔹 HOUDINI
Про Houdini принято думать, что это программа для спецэффектов. Действительно, когда необходимо создать динамический процесс, обращаются к Houdini. Однако возможности этой программы также можно использовать в дизайне. Представьте, что "вырастить" необходимую форму объекта можно виртуально!
Чем полезна:
- Можно экспериментировать с формообразованием и паттернами.
- Использовать процедурные алгоритмы для оптимизации и анализа. Например, инженеры ARUP уже давно используют генетические алгоритмы для оптимизации расхода материала в конструкциях. Это конечно можно сделать и в Grasshopper, разница в том, что Houdini больше подойдет для исследований формы и экспериментов.
- Идеальна для работы с большим количеством объектов и тяжёлыми сетками.
- Возможность работы с частицами, сетками и объёмом даёт большое пространство для исследований и создания уникального дизайна.
Недостатки:
- По-настоящему хорошо разобраться в Houdini непросто и времязатратно.
🔹RHINOCEROS + GRASSHOPPER
Несмотря на растущую популярность Rhinoceros, во многих архитектурных офисах о нем даже не слышали. Изначально программа разрабатывалась для использования инженерами (из-за высокой степени точности модели), однако благодаря интуитивному интерфейсу и возможности подключать различные плагины, быстро нашла применение в других сферах.
Самый популярный плагин для Rhinoceros – Grasshopper. Его основа – визуальное программирование. То есть, чтобы создать объект, не нужно знать какой-либо язык программирования, достаточно лишь следовать определённой логике при соединении блоков (уже заранее написанных кусков кода, выполняющих конкретные функции). Звучит сложно, но на самом деле открывает множество возможностей!
Чем полезны:
- Rhinoceros просто освоить, одинаково удобен как для чертежей, так и для 3D моделей. Легко готовить чертежи на производство.
- Оптимизация! К Rhinoceros можно подключить множество различных плагинов для различных расчётов нагрузок, инсоляции, ветра итд.
- А в Grasshopper можно решать такие насущные проблемы, как раскладка кирпича на фасаде, построение любого рельефа, оптимизация паттернов, конструкций… продолжать можно бесконечно!
- В Grasshoper можно создавать детализированные и сложные формы и с лёгкостью видоизменять их через предварительно заданные параметры, например, за минуту получить сразу 100 видов дизайна узора плитки или 10 вариантов формы кольца.
- На самом деле список возможностей стремится к бесконечности, так как при желании можно создавать свои собственные блоки с помощью кода.
Недостатки:
- Сложно придумывать и работать с криволинейными формами.
- Rhinoceros не заточен под качественный, проработанный рендер.
- Grasshopper: код есть код, пусть и визуальный. Так что множество простых вещей, которые за минуту можно сделать в обычном 3D моделировании, в коде реализовать сложнее и дольше.
🔹 AUTODESK MAYA
Обычно Maya используется в CG и анимации из-за своих функций для создания и работы с персонажами и объектами. Поэтому ее потенциал сложно оценить дизайнерам и архитекторам. Уникальность Maya заключается в том, как именно создаётся форма. Программа позволяет с нуля создавать очень сложные криволинейные формы и легко их модифицировать.
Чем полезна:
- Удобное и интуитивное создание футуристичных криволинейных форм.
- Возможность формообразования путём симуляции частиц. Да, такое тоже возможно!
- Создание детализированных объектов в низкополигональной сетке – это сокращает объем файла, ускоряет работу и упрощает процесс модификации формы.
- В своей основе Maya имеет нодовую структуру, которая позволяет расширять функционал стандартного 3D моделирования, начиная от настройки текстур, заканчивая работой с множеством объектов.
Недостатки:
- Сложно строить точные модели, с конкретными габаритами – сантиметры, метры итд.
- В архитектуре для качественной работы и удобства Maya должна быть частью рабочего процесса.
- Для архитекторов очень мало информации по данной программе в доступе (особенно в русскоязычном сегменте).
ЧТО В ИТОГЕ?
Мы не призываем бросать привычный софт и переключаться на новые программы! Мы предлагаем рассмотреть те инструменты, которые существуют в смежных областях дизайна и взять их на вооружение, чтобы расширить свое мышление, методы решения задач и возможности дизайна!
Лично мы очень любим Майю 😊 наверное из-за того, что долгое время работали в Zaha Hadid Architects, где Maya - это один из ключевых инструментов. Она во многом помогла сформироваться дизайн языку в бюро и определила формы всех зданий ZHA, которые были построены в последние 10 лет.