Младший школьный возраст. Еще вчера — маленькая детка, а сегодня уже — ого! — ученик или ученица. Именно сейчас очень важен учитель, его роль! Желание учиться возникнет, если рядом будет преподаватель добрый, отзывчивый, внимательный.
«Я уже учусь!»
Первые четыре года ребенок адаптируется, ему нужно создать максимально комфортные условия обучения. Ваша любимая крошка становится учеником (ученицей), это самая первая социальная роль ребенка! Он должен ЗАХОТЕТЬ научиться чему-то новому. Ну и, конечно, очень важна положительная оценка взрослых. Для ребенка важно занять новую социальную позицию. Он стал учеником!
И — новая встреча — учитель. Первый. Какой он? Мне очень повезло, моя первая учительница, Галина Константиновна, понимала нас, маленьких школьников, улыбалась, внимательно слушала. Ведь первый класс — это непривычно и нелегко. Незримая поддержка учителя очень важна. Да, сейчас маленькому ученику сложно. В первом классе множество заданий! И если ребенок не уверен в себе или, наоборот, самооценка у него завышена, то трудности неминуемы.
К счастью, почти все дети в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса — «Я уже учусь!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают маленькому школьнику принять требования учителя, касающиеся его поведения и отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, расписанию уроков.
Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно сразу показать ребенку отличие его новой позиции, прав и обязанностей от того, что было раньше, до школы.
Наставник ребенка
От отношения учителя к ученикам на начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель — ученик, в значительной степени определяющие психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей.
Да, учитель — авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, вся его деятельность подчинена основной задаче — дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых.
Воспитание самостоятельно мыслящих личностей, которые способны адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям. Формирование у учащихся умения и желания самосовершенствоваться посредством обучения. Формирование у учащихся ответственности за результаты своей деятельности. Задач — причем очень важных — очень много!
Научиться учиться
Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста — задача огромная. Ключевой целью деятельности учителя является формирование главной способности у учащихся: научиться учиться. Работать с детьми, быть для них проводником в мир знаний, образцом нравственности.
Согласитесь, труд не из легких. Обучение и воспитание детей младшего школьного возраста — задача огромная. Работа на уроке, проверка домашних заданий занимает у педагогов вечера и выходные дни. А на работе все время посвящается детям. И улыбка. Еще Экзюпери сказал, что «улыбка — это рабочий инструмент учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего! Единственное условие — улыбка должна быть искренней.
Мы, психологи, считаем: от того, насколько учителю удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении первых четырех лет учебы, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы — научить учиться! Современный учитель — это человек, который учит, закладывает и доводит до своих учеников определенные знания, образ мышления, взгляды, которые помогают ученику жить и развиваться.
Какие же профессиональные и личностные качества отличают педагога начальных классов? Основной обязанностью этого учителя является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы. Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице.
Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. И отвечает не только за успеваемость детей. Он следит за соблюдением режима дня — обедами, отдыхом, ходит с детьми на выставки, в музей. Также учитель контролирует посещение занятий, следит за самочувствием детей, обеспечивает безопасность в классе.
«Моя я-концепция!»
Специфика работы учителя начальных классов в его многозадачности — умении преподавать школьникам все программные дисциплины, обеспечивать досуг и нести ответственность за жизнь и здоровье детей. Также первый учитель должен обладать высоким авторитетом, способностью корректировать поведение воспитанников и грамотно взаимодействовать с их родителями.
Учитель помогает детям преодолеть кризис семи лет и усвоить новую социальную роль. Дружелюбие и умение найти подход к воспитанникам очень важны! Чтобы быть прекрасным педагогом, нужно любить тех, кого обучаешь, и то, что преподаешь. Личные качества учителя: огромная любовь к детям и доброта. Чуткость, внимание, оптимизм, без которого никуда!
Если возникли проблемы. Учителю важно серьезно поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, объяснив ситуацию, родителей. Через некоторое время все уладится. Нужно воспитать в ребенке положительное отношение к учителям. Они будут для него первыми авторитетными личностями. Нельзя говорить о них с насмешкой.
Преподавателю нужно обладать огромными воспитательскими способностями. Одно-временно быть учителем, воспитателем, психологом, другом, помощником и даже родителем! И, несомненно, учитель должен сильно любить свое дело, свою профессию и своих учеников!
Родители, если вы всегда помогаете в учебе своему любимому ребенку, то мешаете маленькому школьнику встретиться со своей индивидуальностью, узнать и понять свою я-концепцию. Тогда он все время будет искать помощи у родителей, надеяться на них. А ведь это уже первый класс, школа!
«Я доверяю»
Рабочий процесс не превращается в рутину, так как учитель работает с большим количеством непохожих друг на друга детей. Необходимо находить к каждому свой индивидуальный подход.
Конечно, учитель начальных классов выполняет множество функций:
— ведет уроки и проверяет домашние задания;
— воспитывает детей в процессе внеклассной деятельности;
— берет на себя роль организатора во время проведения праздников в классе, экскурсий, выездов на концерты и в театры.
Первоклассники проживают общеизвестный кризис семи лет, дети ищут новые авторитеты. Обычно новым значимым взрослым становится первый учитель. Маленькие ученики копируют его суждения, показывая свою самостоятельность, отстаивают то, что услышали в школе.
Первоклассник должен ЗАХОТЕТЬ научиться чему-то новому. Ну и, конечно, очень важна положительная оценка взрослых. Кроме того, на желание стать учеником влияет также и отношение других детей. Доверие и уважение ребенка появятся при терпеливом внимании, доброжелательности.
Наше будущее
Нужно воспитать в ребенке положительное отношение к учителям. Они будут для него первыми авторитетными личностями. А уж самый первый… Профессия учителя начальных классов — это важная, серьезная и очень ответственная работа. Учитель работает с детьми. Из них вырастут новые члены общества, граждане с определенными взглядами и принципами, в формировании которых не последнее место занимал учитель начальных классов!
Учителя можно назвать созидателем будущего, ведь от его труда зависят мировоззрение, нравственные качества и эрудиция молодого поколения.
Профессия учителя начальных классов непростая и прекрасная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Для ребенка важно занять новую социальную позицию. Он стал учеником!
Работая с детьми, учитель сам должен быть интересным, чтобы дети могли гордиться им. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
Важную роль в жизни каждого человека играет его первый учитель! Он участвует в формировании будущего нашей страны, будущего России!
Родители! Только ваша любовь, а также терпение и внимание гарантируют успешное обучение вашего ребенка.
Лика КРАСКО,
детский психолог
Фото из открытых источников