Классическое определение крауд маркетингу можно взять из его дословного перевода с английского языка - crowd-marketing. Первое слово переводится как «толпа», второе - «продвижение чего-либо — бренда, товара или услуги». Таким образом, крауд-маркетинг означает технологию массового привлечения к продуктам определенной компании или бренда целевой аудитории. Происходит это разными способами, например, посредством публикуемых на тематическом ресурсе комментариев и постов. В их содержимом дается ссылка на упоминаемый или обсуждаемый ресурс. Наиболее популярными для крауд-маркетинга площадками служат социальные сети, форум и сайты-отзовики.
Что касается специалистов по маркетингу, они определяют crowd-marketing, как нативную (то есть, естественную, без навязывания) рекламу бренда компании и ее продуктов на ресурсах, посещаемых целевой аудиторией. Другими словами, это отзывы и рекомендации, подаваемые в процессе естественного общения.
Преимущества технологии и недостатки крауд маркетинга
К преимуществам крауд-маркетинга можно отнести:
- Получаемый на сайт целевой трафик
Нативное обсуждение дает возможность получить на сайт рекламодателя заинтересованную в его продуктах аудиторию. К тому же, детальные отзывы и рекомендации увеличивают доверие потенциальных клиентов к бренду.
- Улучшение репутации компании
Грамотный подход к крауд-маркетингу позволяет создать позитивный имидж бренда и входящей в нее продукции. Данные в соцсетях и на форумах рекомендации и отзывы повышают доверие клиентов, которые собираются приобрести брендовый продукт. Но рекламируемая компания должна соответствовать продвигаемому образу, иначе доверие пользователей будет подорвано.
- Продвижение конкретного товара или услуги, а также конкретной акции
Крауд-маркетинг обеспечивает трафик на нужные страницы ресурса. Пример — создание страницы лендинга и размещение отзывов в нужных местах. Это самый эффективный и недорогой способ узнать реальный интерес к продвигаемому продукту.
- Реклама становится естественной
Искусственный интеллект современных поисковиков быстро определяет многие технологии продвижения, прежде всего из-за их навязчивости. Поэтому повышение естественности рекламы дает хороший результат, одновременно увеличивая интерес целевой аудитории в продукте.
К недостаткам крауд-маркетинга относятся:
- Большой объем трудозатрат
На живое общение уходит время и немало. Тем более, что сообщения должны быть уникальными и не содержать прямой рекламы. Чтобы правильно их писать, нужен соответствующий опыт. Конечно, можно заказать эту работу специалистам, но реально знающие копирайтеры встречаются нечасто, плюс им еще надо разобраться к конкретике — брендовой политике, особенностях товаров и т. п. Подобные услуги всегда обходятся на рынке достаточно дорого.
- Технология подойдет не каждой компании
Всегда есть вероятность ее неэффективности из-за специфики ряда видов бизнеса. Так, локальным компаниям в городе стоит больше пользоваться наружной рекламой или продвигать свой бренд в соцсетях. Массовое продвижение не подойдет тем, кто предлагает специфический продукт и имеет высокий средний чек. К примеру, сфера продажи частных самолетов и яхт — отнюдь не лучшая для крауд-маркетинга.
- Повышенный риск получения бана
При общении на чужих площадках всегда есть угроза бана, особенно при размещении в постах ссылок. Поэтому рекламодателю нужно вести такую работу очень тонко, не делая резких движений. Ведь от них все может в один момент пойти прахом.
Однако, при правильном подходе риски крауд-маркетинга будут сведены к минимуму. Поэтому осторожность нужна, но чрезмерно бояться не следует.
Задачи крауд-маркетинга
- Повышение узнаваемости целевой аудиторией компании, бренда или конкретных услуг. Мало кому известная продукция не будет успешной, однако, благодаря крауд-маркетингу ее узнаваемость вполне может повыситься.
- Рост числа покупателей, пришедших на ресурс. При размещении нативных отзывов и постов на трастовых ресурсах на сайте-акцепторе существенно улучшаются метрики посещаемости. Стоит помнить, что качество трафика зависит от подбора целевых тематических доноров.
- Улучшение качества целевой аудитории на сайте. Публика заинтересуются естественными постами, которые не похожи на рекламу. В результате на целевые страницы рекламодателя придут посетители, максимально заинтересованные в покупках, что улучшит ранжирование сайта.
- Обеспечение естественности продвижения. Что бы позиция ресурса в рейтинге стабильно росла, следует разнообразить трафик. Это означает привлечение посетителей, пришедших с иных ресурсов по переходам. То есть, ссылочный профиль нужно «разбавить» естественными ссылками, иначе есть риск срабатывания фильтров Гугля или Яндекса.
Кому не подойдет крауд-маркетинг ?
История этой технологии в России - всего 6-8 лет, но польза от нее уже видна интернет-магазинам и стартапам, не говоря уже о вебмастерах, владельцах блогов, сетевых групп и порталов.
Однако, есть сферы, где crowd-marketing будет неэффективным. Это:
- Работающие лишь вне интернета либо в специализированных сферах структуры. Их целевая аудитория обычно небольшая по причине специфики продукта. А массовость может добить нишу либо ее вообще не заметят. Целевая аудитория часто собирается именно в закрытых сообществах, требующих от «своего» участника инвайт.
- Не имеющие популярности сайты с минимумом информации. В интернете много ресурсов и страниц с низкой релевантностью в поисковиках. Пример — незавершенный онлайн-магазин, где есть множеством недоделок. Реклама этого сайта пользователем явно не требуется. В данном случае крауд-маркетинг приведет лишь к массовому негативу.
Как работает крауд-маркетинг?
Технология запускается по простому алгоритму, но все же следует помнить и о нюансах. Вот как она работает:
В интернете ищется тематический форум, блог или сообщество, на которых обсуждают схожие с рекламируемыми товары, услуги или темы. Почти всегда такой сайт регулярно читает целевая аудитория. Нужно смотреть на историю записей, и если обновлялись они давно, актуальность площадки уже потеряна.
Создается нативный текст сообщения, которое уникализируется для каждой площадки. Повторы тут делать нельзя. Упор в тексте идет на естественность и полезность подаваемой аудитории информации. Ссылка на сайт продвигаемой компании или бренда публикуется максимально естественно, призыв к действию при этом должен отсутствовать. Да, крауд-технология не является контекстной рекламой, поэтому побуждать к переходу должна логика приведенного текста.
Пост со ссылкой размещается на площадке. Затем идет обсуждение с фильтрацией негатива. Кстати, на площадке почти наверняка будут и конкуренты, которые будут вести нечестную борьбу. Например, нанимать хейтеров, которые заполнят любой пост негативным спамом. Правда, при должном опыте и это можно использовать для повышения доверия пользователей.
Когда придет результат? Зависит от ситуации, но в среднем до него должно пройти 2-3 месяца. Рост продаж и объем поступающего трафика зависят от сферы деятельности и количества опубликованных ссылок.
Используемые в крауд-маркетинге стратегии
Крауд-маркетолог на практике применяет три базовые схемы:
Классика
Простейший вариант, хорошо подходящий для популяризации бренда. Сначала выбирается страница товара либо услуги, затем в сети ищутся тематические ресурсы, на них производится регистрация и размещаются содержащие ссылки посты. Цель маркетолога — создать тематические посты, разместить их, а затем отвечать на комментарии и прокачивать аккаунт.
Получение органических ссылок
Крауд-маркетинг эффективно влияет на параметры SEO ресурса. Работают здесь почти так же — регистрация, поиск обсуждения по теме и развернутый ответ, включающий ссылку с решением. Часто создается несколько аккаунтов, имитирующих обсуждение. Естественные ссылки ускорят индексацию сайта, повышают пользовательскую вовлеченность и позицию ресурса в поисковиках.
Выявление конкурентов и их отслеживание
При продвижении можно использовать и чужие наработки — для этого есть ряд специальных сервисов (Ahrefs, Serpstat). Затем снова ищутся площадки, на которых размещены ссылки конкурентов, и дальше идет по известному алгоритму — регистрация, публикация, общение. Но такой конкурентный анализ требует регулярности, и к тому же потребуются специалисты, чтобы выгрузить обратные ссылки. Зато и преимущества этого метода видны сразу — в итоге составляется база площадок, максимально релевантных теме, а это повышает качество трафика и его объем.
Внедрение крауд-технологии
Маркетинг можно поручить специалистам или сделать самому. В любом случае оценка правильности похода крайне необходима, поэтому рассмотрим его базовые критерии:
- Максимум тематических площадок различных типов. В их числе — соцсети, форумы, сайты компаний, блоги и др.
- Все площадки по категориям структурируются в таблице.
- Разрабатываются контент-план и график размещения сообщений.
- На каждую площадку готовятся нужные количества постов.
- Размещаются сообщения на платформах всех видов. Поисковики плохо оценивают резкий рост трафика по одному каналу. Лучше поделить его на несколько и постепенно увеличивать.
- Публикация производится максимально естественно. Другими словами — по графику, с размещением комментариев.
- Также прокачивается аккаунт на площадке с упором на компетенцию его владельца. В первую очередь заполняются все личные данные и размещается фото и другие виды медиаконтента, а также происходит общение с пользователями.
- Посты отвечают критериям естественной рекламы.
Основные ошибки крауд-маркетинга - завышенные ожидания от него, неправильный выбор площадки и избыточность рекламных текстов. И вообще, это не панацея, а лишь один способ, поскольку доверие пользователей не поднимется при размещении одной лишь рекламы.
Другая ошибка - выбор площадки, исходя лишь из показателей SEO. Обратные ссылки могут показать доверие донора или не значить вообще ничего. Так, когда пользователи бессистемно ссылаются на сторонние сайты, с такой площадки не будет ожидаемого трафика.
Типы подходящих для крауд-маркетинга площадок
Их основные разновидности:
Тематические форумы
Сейчас они теряют популярность, однако в интернете есть десятки ресурсов по интересующим темам. Продвижение тут можно вести созданием в разделах новых тем, обсуждением постов и комментированием их.
Сайты-отзовики
Это специализированные ресурсы, на которых оставляются развернутые отзывы относительно товаров, услугах или сервисах. Они проходят модерацию и участники оценивают их по по полезности. При размещении постов на отзовиках возможны как рост, так и падение количества посетителей.
Социальные сети
Сегодня это самая популярная крауд-маркетинговая площадка. При размещении там удачной естественной рекламы и комментариев в к ней в группу могут прийти тысячи подписчиков и буквально за считанные часы. И из этой аудитории количество покупателей будет реально большим.
Сайты «вопросов и ответов»
На них пользователи задают вопросы и получают на них ответы. Темы могут быть различными, например, относительно покупки российского термобелья. В комментариях будут идти ссылки на ресурсы, включая и интернет-магазины. При продвижении темы можно самостоятельно обсуждать вопросы и подбивать публику на присоединение к процессу.
Справочники
В них занесена информация об организациях конкретных городов. Эти площадки годятся для крауд-маркетинга, здесь можно создать карточку компании описать ее деятельность и дать на сайт активную ссылку.
Блоги
Здесь компания или человек размещает новости и полезные статьи, а читатели их комментируют. При крауд-маркетинге к статьям оставляются развернутые сообщения с намеками на решение указанных проблем и ссылками на сайт.
Маркетплейсы
Порталы приложений, дающие всем пользователям возможность оставить отзывы на любую компанию, продукт или сервис. В результате формируется независимый рейтинг и данная площадка эффективно встраивается в крауд-стратегию.
Реализация крауд-технологии
Как чаще всего реализуют крауд-маркетинг:
Самостоятельно
Это довольно сложно, но не невозможно. Нужно будет подключать различные автоматические системы и сервисы, но даже тогда бурного роста трафика на проект ждать не следует. Самостоятельно можно поднять посещаемость, получив определенное количество ссылок. Идеальное решение для микробизнеса.
Посредством фриланса
В целом, аналогично предыдущему пункту. Реализующий проект удаленный исполнитель сэкономит время и порой даже деньги, ведь специалисты, которые есть на площадках, хотят за свою работу меньшую сумму, чем агентства по продвижению. Но тут плохо, что коммерческая тайна становится известна третьему лицу. К тому же, недобросовестный исполнитель может даже выдать явную халтуру. Вообще же при работе с фрилансерами нюансов предостаточно.
Офисный крауд-маркетолог
Его берут лишь крупные компании, обычно крауд-продвижение производит один из маркетологов. Часто просто нанимают людей для написания и удаленного размещения постов. Достоинства очевидны — штатный маркетолог сможет профессионально вникнуть в все связанные с продвижением тонкости. За это ему платят зарплату, к тому же работа сотрудника контролируется руководством дистанционно.
Популярные крауд-маркетинговые сервисы
Основных сервисов несколько, это:
- Crowdlinks.ru
- Форумок
- Referr.ru
- Brandcitations
- Links-Stream.ru
- Advego
У каждой площадки свои тарифы и условия работы, а также спектр предлагаемых услуг.