В экономике знаний промышленный дизайн и инжиниринг представляют собой не только важные этапы создания добавленной стоимости продукта, но и самостоятельные рынки интеллектуальных услуг. В России их объемы пока незначительны, а, например, в Великобритании вклад инжиниринговых организаций в общий оборот товаров, услуг по экономике в целом превышает 20%.
Какие тенденции заметны в развитии инжиниринга и промдизайна в России и как статистика измеряет эти рынки?
Сектор инжиниринга и промышленного дизайна измерять непросто. Это связано, в том числе, со спецификой данных работ и услуг, которые могут выполняться разными типами организаций (инжиниринговыми, проектно-конструкторскими, промышленными и др.) как в качестве основной деятельности, так и дополнительной. Например, на многих промышленных предприятиях есть собственные проектно-конструкторские подразделения.
Три тренда в развитии инжиниринга и промдизайна в России
С 2013 года в России наблюдается рост объемов выручки инжиниринговых организаций (примерно в 2,5 раза в текущих ценах). При этом основной объем выручки в секторе инжиниринга и промдизайна генерируют организации, чей основной вид деятельности связан с осуществлением функций застройщиков, генподрядчиков, а также с разработкой проектов промышленных процессов и производств.
Несмотря на общий рост выручки в секторе инжиниринга в 2013–2019 гг., обусловленный преимущественно крупными строительными проектами и госзаказом, после кризиса 2014 г. сокращается экспорт технических, инженерных и архитектурных услуг (с 3,5 до 3 млрд долл. США в 2014–2019 гг.) на фоне роста их импорта (с 3,6 до 5,9 млрд долл. США за тот же период). В 2018 г. ключевыми партнерами России по экспорту инжиниринговых услуг были Бангладеш, Беларусь, Китай и Индия, что связано с реализацией масштабных проектов строительства российских атомных электростанций в этих странах. Импорт же указанных услуг в Россию осуществлялся преимущественно из Китая и Германии.
После 2016 г. наблюдался рост затрат на инжиниринг при осуществлении технологических инноваций в организациях промышленного производства; в то же время расходы на дизайн, наоборот, планомерно снижались. Постепенное сокращение общих затрат на дизайн может быть сигналом снижения стимулов российских промышленных предприятий для инвестиций во внешний вид продукции. Это, в свою очередь, следствие слабой конкурентной среды и замкнутости большинства российских промышленных предприятий на внутренний рынок.
Анализ динамики расходов в отдельных сегментах промышленности позволит уточнить картину. Четко понимать структуру и динамику развития сектора инжиниринга и промышленного дизайна необходимо, чтобы проводить эффективную государственную политику, видеть, как данный сектор реагирует на меры поддержки, и контролировать, насколько достигаются поставленные цели.