Помнится, когда-то давно, лет 10 назад, мне довелось посмотреть одноимённый фильм Дэвида Финчера. Подробности этой истории, разумеется, давно стёрлись из памяти, однако основная и крайне необычная идея всё это время не давала мне покоя, а потому я всё же решилась прочесть первоисточник, хотя творчество Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, мягко говоря, не жалую.
Литературный сюжет значительно отличается от киноверсии, главную роль в которой сыграл Брэд Питт, и какая из трактовок интереснее, сказать крайне сложно. В рассказе Бенджамин появляется на свет 70-летним стариком, и, несмотря на большой позор, родители оставляют его в семье, всячески пытаясь относиться к нему как к младенцу. Первое, что меня покоробило — это прекрасная идея, загубленная автором на корню, ведь в основе сюжета, очевидно, лежит реальная история мальчика, больного прогерией, описанная британским врачом Джонатаном Хатчинсоном ещё в 1886 году. Если бы Бенджамин предстал перед читателем, как это ни парадоксально звучит, старым и дряхлым, но всё же младенцем, он бы, несомненно, вызвал сочувствие, но новорождённый в виде старика — скажите на милость, как матери удалось разродиться таким взрослым дядечкой и не умереть при этом? Видимо, далёк был автор от женской природы и вопроса деторождения.
За давностью лет простим автору эту милую оплошность, тем более, что рассказ был написан ещё на заре его литературной деятельности, в далёком для нас 1922 году. К тому же, дальше начинается самое интересное. С годами родители привыкают к особенностям сына, а отец, нежелая признавать проблему, и вовсе упорно делает вид, что его мальчик — совершенно обычный ребёнок, что, в общем-то, довольно часто встречается среди родителей особенных детей. Мать, к слову, вообще ни разу не появляется на страницах книги, и сей факт, честно говоря, иногда заставляет усомниться в её существовании.
Годы идут, Бенджамин взрослеет и… Молодеет. Вскоре он знакомится с хорошенькой девушкой, оказавшейся, однако, светской львицей, охотящейся за зрелыми мужчинами. Разумеется, женясь на юной Хильдегарде, он боготворит красавицу и совершенно не задумывается о том, что староват для неё, зато когда ей исполняется 35, а потом и 45, Бенджамин утрачивает влечение к жене, ведь сам-то он теперь красив, молод и силён, и на него обращают внимание девушки, годящиеся ему в дочери. Что ж, вполне типичненько и предсказуемо.
В общем, преклоняюсь перед сценаристами, которым удалось из всей этой нелепости выбрать самые яркие детали и сделать свою, по-настоящему классную историю. Честно говоря, если бы открыла текст, то, вероятнее всего, закрыла бы его ещё на первых страницах, но благодаря блистательному исполнению Евгения Стаховского, дочитала рассказ до конца. В своё время не вызвали у меня никакого отклика «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна», а потому имя Фицджеральда я старалась обходить стороной, и, видимо, не зря. Все, абсолютно все персонажи в этой книге оставили неприятный осадок: сам Бенджамин в безумно нелепом обличие, его сумасшедший папочка и совершенно безразличный сын, доктор и весь медицинский персонал, между прочим, частной клиники, презирающий Баттона за всю эту историю, будто он сам виноват в мутации генов...
· В двадцать пять мужчины полагают, будто знают все на свете; в тридцать они бывают изнурены работой; в сорок – рассказывают бесконечные истории, слушая которые можно выкурить целый ящик сигар; в шестьдесят… ах, в шестьдесят… там уж и до семидесяти недалеко; а пятьдесят – это пора возмужания. Вот что мне по душе.
А Вы читали этот рассказ? Поделитесь своими мыслями в комментариях — будет интересно узнать ещё чьё-то мнение!
Скачать и читать книгу можно
здесь