Знаете, какая самая актуальная проблема в моем городе? Маршрутки. Миасс растянут на 26 километров вдоль Ильменского хребта, а поэтому транспортное сообщение – архиважно.
Ежедневно половина населения 150 тысячного города ездит на работу в другие районы за 15-20 км. Конечно, помогают муниципальные троллейбусы, но очень многие горожане предпочитают маршрутки. На них – значительно быстрее. Другой вопрос, что маршрутки – это частный бизнес, который работает по одной, известной формуле – как ему выгоднее. Как? Слушайте, расскажу.
С утра я часто садился в маршрутку № 3. Ехать нужно было в другую часть города, главное – не опоздать на работу. Однако водители ехать не торопились. Обычно происходило так. Сел. Ждешь. А что маршрутка стоит 5, 7 и даже 10 минут на конечной остановке – не важно. Водитель «набирает деньги», а вернее, пассажиров. Когда в старенькую «газель» вместимостью 13 человек, влезает 10-ый пассажир, шофер не спеша трогается. Едет тихонечко на первой, реже на второй со скоростью километров 10-15 в час. Вот, бр-бр-бр (так урчит мотор) дотянул до следующей остановки и опять 3 минуты «перекура» – шофер набирает клиентов. Бр-бр-бр, следующая остановка и снова маршрутка стоит 3 минуты, только в салоне уже «лишние» пассажиры, которые не сидят, а стоят! С учетом того, что частный бизнес предпочитает не приобретать новые машины, а использовать низенькие, старенькие, можно представить насколько это неудобно. Стоять приходится «полусидя». Хорошо, когда человек маленького роста!
На следующих остановках люди уже штурмуют маршрутку. Зато водитель доволен. Как же, вместо 13-ти 18 человек в салоне. Да и это не предел. Некоторые пассажиры уже по двое на одном сиденье, так сказать тело к телу.
Утром на последней остановке в нашей части города люди уже не лезут в маршрутку, а просто ждут троллейбуса. (Ура, за 20 минут я проехал 3 километра!)
Зато дальше начинается самое интересное. Водитель жмет на газ и «газель» с шорохом устремляется вдаль. И за 10-12 минут проезжает чуть ли не 15 километров. За это время пассажиры часто успевают прослушать последнюю аудиоклип группы «Ленин…д» или песню Глюкозы «Танцуй Россия и плачь Европа», от которой до пассажира последнего сиденья доносится только звучное …опа.
Другая проблема возникает вечером. В принципе в нашу часть города маршрутки должны ходить до 21 или 22 часов. Но они ездят очень редко. В центральной части Миасса после 20.00 в «тройку» можно и не залезть. Подъезжает она раз в 40-50 минут. А что? «Сливки» в рабочие перевозки сняты, а зачем частному бизнесу заботиться о людях? (Я уж не говорю про споры между маршрутчиками. Много раз был свидетелем, как они с помощью ненормативной лексики выясняли отношения.)
В этой связи выручают старые, добрые муниципальные троллейбусы. Уж столько раз их предлагали ликвидировать некоторые бизнесмены и депутаты. (Мол, убыточные.) Но, слава Богу, до этого дело не дошло.
Вечером, если не троллейбусом, то как добираться? Во-первых, в дождливую погоду цены на такси вырастают раза в три. Во-вторых, такси можно вообще не дождаться. Такое со мной уже случалось.
Так что муниципальный транспорт – это здорово! Кстати, скоро в Миасс поступит первая партия троллейбусов из Москвы, где ликвидировали троллейбусное хозяйство. Но об этом в следующей статье.
Владимир Мухин