Многие люди говорят, что негативные новости вызывают у них стресс, бессонницу, тошноту и подавленное настроение, то есть всё то, что они на самом деле не хотят испытывать.
Так почему же люди все равно продолжают возвращаться за новой негативной информацией, погружаясь в свои гаджеты?
Во-первых, "это интересно", - говорит Грэм Дейви, почетный профессор психологии в Сассекском университете в Великобритании и главный редактор Журнала экспериментальной психопатологии. Человеческий мозг запрограммирован на то, чтобы обращать внимание на информацию, которая пугает или выбивает из колеи—понятие, известное как “негативный уклон“.
Человеческий мозг привлекает тревожная информация, потому что он запрограммирован на обнаружение угроз, а не на их игнорирование. “Игнорирование могло бы затруднить своевременное улавливание угрозы, а значит, это могло бы привести к риску для жизни. Наш мозг предрасположен к негативным реакциям, и новости, которые мы потребляем, как раз отражают это.
Трудно оспорить тот факт, что большая часть мнений и комментариев, которые приходят в качестве новостей, эквивалентны сплетням в столовой, только очень огромной столовой.
Сегодня мы живем в эпоху высказываний и анонсов в социальных сетях О НАМЕРЕНИЯХ, то есть о том, что человек, группа людей или компания собирается сделать, но не факт, что сделает. Угрозы, обвинения, обещания, прогнозы,- всё есть! В то же время, объективных фактов и конкретных действий значительно меньше, чем высказываний о них. В сетях и новостях с большим азартом обсуждают намерения нежели реальные действия персон, государств: кто какую ракету запустит, что может быть с рынком, что ждет человечество из-за 5G, кто что о ком думает и бла-бла-бла.
“В естественном состоянии наше выживание зависит от поиска вознаграждений и избегания вреда, но избегание вреда имеет приоритет”, - говорит Лоретта Брюнинг, бывший профессор менеджмента в Калифорнийском государственном университете, Ист-Бей и автор книги "Привычки счастливого мозга".
Дэйви говорит, что сегодняшние новости “становятся все более визуальными и шокирующими”, и подчеркивает целенаправленное включение видео- и аудиосопровождения для усиления эффекта. Так средства массовой информации и лица, в чьих интересах они работают, стараются максимально воздействовать на психику обывателя через все органы чувств.
Когда гаджеты смогут передавать запахи, то не исключено, что при просмотре репортажа о пожаре, вы будете чувствовать запах гари и испытывать при этом еще большую тревогу, а вместе с тем становиться более уязвимыми и управляемыми.
Как всё-таки в современных условиях продолжать потреблять негативные новости, если без них никуда, но при этом быть в состоянии защититься психологически?
1. По мнению психологов, мы должны сосредоточиться не на количестве новостей, которые мы потребляем каждый день, а на том, как мы взаимодействуем с новостями в связи с нашей повседневной жизнью и людьми, которые их заполняют. Критическое мышление выходит на первый план.
2. Если негативная новость глубоко проникла в ваше сознание и привела к стрессу и плохому самочувствию, возьмите передышку с помощью деятельности, поднимающей настроение, такой как прослушивание музыки, занятие сексом, прогулка, спорт или просмотр чего-то, что заставляет вас смеяться, все это может помочь противодействовать воздействию негативной информации.
3. Вы также можете сократить свою привычку к новостям. Большинство из нас в эти дни имеют оповещения о новостях, установленные на наших смартфонах, и 24-часовая информация льется непрерывно в фоновом режиме. Четко определите время, отведенное для чтения новостей. Например, в часы наиболее активного бодрствования и эмоциональной выносливости, а не вечером, когда вы уставший или утром, если не выспались.
Оставаться осознанным и информированным - это классно. Но когда речь заходит о нашем здоровье, на негативные новости хочется махнуть рукой!