Статья об Анатолии Владимировиче Ромашине - советском и российском актере театра и кино, народном артисте РСФСР. Анатолий Ромашин сыграл десятки ролей, наиболее яркие из которых: Николай II в картине «Агония», доктор Армстронг в детективе «Десять негритят», Герасим Кузьмич Петрин в драме «Неоконченная пьеса для механического пианино». В статье особое внимание уделяется отношениям Анатолия Ромашина с его последней женой Юлей, когда актер наконец-то обрел личное счастье.
Мало кто мог так сыграть царя, интеллигента или аристократа, как это делал Анатолий Ромашин. Однако успешная карьера не гарантировала ему семейного счастья. Все изменилось, когда актеру исполнилось пятьдесят восемь лет. Его избраннице на тот момент было восемнадцать.
Аристократ с ранимыми глазами
Их встреча произошла на съемочной площадке. Юлию Иванову, тогда еще абитуриентку ВГИКа, пригласили на эпизодическую роль в фильме «Этюды о Врубеле», в котором снимался Анатолий Ромашин. Несмотря на сорокалетнюю разницу в возрасте, он влюбился как мальчишка. Ромашин совершенно не скрывал своего отношения к Юле. Близкие друзья в один голос говорили, чтобы он не сходил с ума, но актер уже совершенно потерял голову.
Несмотря на годы, он был в великолепной физической форме. Занимался боксом, имел первый разряд. Играл в теннис. Страстно увлекался футболом, постоянно участвовал в соревнованиях в составе актерской команды Театра имени Маяковского. Был страстным спортивным болельщиком.
Благодаря встрече с Юлей актер словно помолодел, сбросил пару десятков лет. Он ухаживал за ней, как влюбленный подросток: дарил цветы, посвящал ей стихи и песни. К моменту знакомства с девушкой Анатолий Ромашин был уже маститым актером, которого знала вся страна. Он сыграл уже примерно 80 ролей, в том числе, как он считал, главную роль в жизни – Николая Второго в фильме «Агония».
На роль императора режиссер Элем Климов пробовал многих знаменитых артистов, в том числе Иннокентия Смоктуновского. Но, увидев царя в исполнении Анатолия Ромашина, Климов сразу понял, что этот артист – его большая удача. Режиссера поразили его природный аристократизм и необыкновенно ранимые глаза.
Впервые в советском кинематографе образ царя появился именно в фильме «Агония». Этот факт уже грозил картине полным запретом. Более того, когда картину отсняли, стало ясно, что Николай Второй в исполнении Ромашина вызывает у зрителя не должное презрение, а симпатию и даже сочувствие.
Чтобы обмануть цензоров, образ царя попытались очернить. Для этого добавили эпизод, в котором император добивает раненую птицу на земле. Но и это картину не спасло. Она вышла в советский прокат спустя одиннадцать лет, в 1985 году.
Ромашину были под силу и героические роли. Мало кто из его друзей и знакомых знает, что в период своей флотской службы актер повел себя геройски – обезвредил в студеной воде свалившуюся туда торпеду. За это его наградили.
В 1958 году началась творческая биография Анатолия Ромашина, с военной драмы «Ветер», где актер сыграл роль ротмистра. В 63 году Ромашин перевоплотился в Ф. Дзержинского, в ленте Генриха Габая «Именем революции». Через два года на экраны вышел фантастический фильм «Гиперболоид инженера Гарина». Анатолию Ромашину досталась роль доктора Вольфа.
В 70-е годы драматический талант Ромашина раскрывается в полной мере. Он сыграл в боевике «Хроника ночи», военной драме «Совесть», мелодраме «Дни хирурга Мишкина», военно-биографической драме «По волчьему следу». Однако широкую известность Ромашин получил благодаря выходу на экраны исторической картины «Агония», ставшую, по мнению критиков, одной из самых блестящих работ актера.
Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. Ромашину бесподобно удавались роли в экранизациях российской классики, например, Герасим Кузьмич Петрин в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» 77 года. Картина стала лауреатом нескольких престижных премий европейских кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Картахене, Белграде, Чикаго.
Анатолий Ромашин был сторонником того, что актер должен уметь все. Чем больше навыков, тем больше у него возможностей реализоваться. Еще учась в студии МХАТ, он великолепно танцевал, музицировал и пел. В конце 70-х годов фильмография Анатолия Ромашина пополняется разножанровыми работами. Актер перевоплощается в друга Людовига Бетховена Франца Вегелера в картине «Жизнь Бетховена», в генерала Белой гвардии Врангеля в фильме «Маршал революции», в полярника Гаранина в телефильме «Антарктическая повесть».
При всей своей одаренности Ромашин был человеком довольно скромным. Он никогда не позволял себе менторский тон по отношению к молодым актерам, относился к ним по-отечески. У него был удивительный педагогический дар, который позже реализовался, когда он начал преподавать во ВГИКе.
Большое количество интересных работ было создано в 80-е годы. Производственная драма «Пространство для маневра», где Анатолий Ромашин перевоплотился в руководителя конструкторского бюро, талантливого инженера. В драме Константина Худякова «Успех», он получает роль провинциального актера. В детском фильме «Любимец публики» Анатолий Владимирович перевоплощается в клоуна.
Удачными были и роли в исторических фильмах. Картина «Чичерин» о первом наркоме иностранных дел СССР, «Борис Годунов», «Пять писем прощания». Блистательно актер проявил себя в кинолентах: Александр Демьянович в мелодраме «Люблю. Жду. Лена», доктор Армстронг в детективе «Десять негритят», князь Верейский «Благородный разбойник Владимир Дубровский». В 1989 году Анатолий Ромашин впервые выступил в качестве режиссера, сняв социальную драму «Без надежды надеюсь», где также сыграл главную роль писателя Косташа.
К началу 90-х Анатолий Ромашин был уже мастером высочайшего класса. Однако в российском кино наступил глубочайший кризис. Умные, интеллигентные актеры, оказались не нужны. Пришло время боевиков и низкопробных комедий. Это было не его кино. Со второй половины 90-х Ромашин снялся лишь в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала многосерийная лента «Романовы. Венценосная семья».
При всем своем жизненном и профессиональном опыте Анатолий Ромашин был человеком доверчивым и даже порой по-детски наивным. Коллеги могли над ним подшутить, а он мог принять это за чистую монету. Но на шутки и розыгрыши актер не обижался, у него у самого было великолепное чувство юмора и некоторая доля авантюризма.
Анатолий Ромашин и Юля прожили в гражданском браке около двух лет. Девушка боялась рассказать родителям об отношениях с человеком на сорок лет старше нее. Выйти замуж без их согласия воспитание ей не позволяло. Но родители эту новость восприняли спокойно. С их благословения Юля и Анатолий обвенчались в церкви Всех Святых в 1991 году.
Он спешил жить, хотел многое успеть, но со временем отпущенным ему судьбой обращался достаточно свободно. Ромашин был уверен, что доживет до глубокой старости. В юные годы цыганка нагадала Анатолию Владимировичу, что у него будут две дочери и сын, и умрет он в преклонном возрасте. С дочерьми у актёра вышло быстро: первый раз он женился ещё в годы учёбы в Школе-студии МХАТа, на девушке по имени Галина. Брак вскоре распался, но от него на свет появилась дочь Татьяна, которая впоследствие стала диктором на телевидении. Его второй женой, на которой Ромашин женился дважды, была испанская актриса Маргарита Мерино. В этом браке родилась дочь Мария. Юлия Иванова семью Анатолия Ромашина не разбивала. Предыдущие отношения актера дали трещину задолго до их знакомства.
Лунное счастье
Теперь, когда Ромашин наконец обрел свое семейное счастье с красавицей женой, в его профессиональной жизни наступил кризис. Проработав почти тридцать лет в Театре Маяковского, актер уходит из него без объяснения причин, в никуда. И это после исполнения одной из лучших своих театральных ролей – Клима Самгина.
Актер такого высочайшего класса мог пойти работать в любой ведущий театр столицы. Но неожиданно для всех он выбрал сцену довольно молодого Театра Луны, руководителем которого был режиссер Сергей Проханов. Проханов объединил супругов на лунной сцене. В двух спектаклях, «Старый новый Фауст» и «Византия», Ромашин и Юля играли вместе.
Безоблачными отношения супругов Ромашиных не были. Как и в любой семье, между ними случались ссоры. Кроме того, при всей своей интеллигентности Анатолий Ромашин был человеком азартным. Играл на бильярде и в карты на деньги. Как водится, часто проигрывал. Супруги страстно ссорились, но быстро мирились. Юля была намного младше мужа, но ей хватало женской мудрости не устраивать скандалов. В свою очередь, Ромашин боготворил жену, как в первые дни их знакомства.
Несмотря на успех в кино и на сцене, народный артист Анатолий Ромашин больших денег не заработал. Жил более чем скромно. Почти семь лет они с Юлей ютились в однокомнатной квартире. В начале девяностых в какой-то момент Анатолий Владимирович оказался совершенно без работы и средств к существованию. Но Юлю это не испугало и не оттолкнуло.
Их отношения с момента знакомства довольно долгое время многими воспринимались со стороны как ветреное увлечение опытным актером молоденькой студенткой. Искренние чувства Юли к Анатолию Ромашину сразу смогли разглядеть только самые близкие его друзья, с которыми он учился в театральном.
Какой бы ни была жизненная ситуация Ромашина, он всегда старался помочь близким и друзьям, поддержать их в трудную минуту. А к животным у актера было особое отношение. Как-то он привел домой дворового пса. Вскоре у Ромашиных появились еще две собаки и кот. Новых членов семьи актер называл в честь любимой: Юл, Юлдус и так далее.
Несмотря на трудности, Анатолий Владимирович умел радоваться жизни, был человеком широкой души. Он производил впечатление абсолютно успешного мужчины. Ромашин часто повторял, что уныние - один из худших людских пороков. Он считал, что каждый обладает достаточными моральными силами, чтобы преодолеть неудачи в жизни, особенно если рядом близкий человек, который тебя понимает. Когда становилось особенно тяжело, Анатолий Ромашин вспоминал военное детство: зимний Ленинград, обстрелы, голод.
В 1997 году, когда актеру исполнилось 66 лет, у него родился сын. Он был безмерно рад этому событию. Малыша назвали Димой. Отец заметил, что Дмитрий Анатольевич Ромашин сокращенно звучит как ДАР, поэтому часто повторял, что его Митенька – это дар Божий.
Рождение сына придало Ромашину новые силы. Он начал активно сниматься в кино, работал на радио. В перерывах между съемками строил дом в подмосковном Пушкино. Теперь, когда Анатолий Владимирович был так счастлив, он хотел прожить как можно дольше. Он очень переживал от того, что так поздно встретился с Юлей.
До последнего дня ничто не предвещало беды. Анатолий и Юля готовились отпраздновать в театре семидесятилетний юбилей артиста. Он никогда не жаловался на здоровье. Возможно, он прожил бы еще не один десяток лет, но нелепая случайность прервала ход его земного времени. Актер решил спилить на дачном участке старое дерево. Никто и сейчас не может понять, как так получилось, что дерево упало прямо на него и убило насмерть.
— Если бы были талоны на жизнь, я бы с удовольствием поменял пару лет жизни на пару секунд. Чтобы лет через десять-двадцать посмотреть, как здесь Дима и Юля, — позволил себе помечтать Ромашин в эфире программы « Женский взгляд Оксаны Пушкиной » в 1999 году. Через год его не стало.
Человек из 19 века, интеллигент в любой ситуации, Анатолий Ромашин всегда жил так, как ему подсказывало его сердце. Аскет в душе, он довольствовался малым, но был по-царски щедрым по отношению к другим. Актер без остатка отдавал себя профессии и верил в то, что театр и кино могут изменить мир. Романтик в душе, он верил в настоящую любовь. И судьба подарила ему это лунное счастье.
Оцените пост лайком и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Будем вам признательны за репосты наших статей в СоцСети
Другие статьи нашего канала
- 5 ЗНАМЕНИТОСТЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ ИСПЫТАНИЙ И СВЕЛИ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ.
- ВЕРА СОТНИКОВА - МЕЧТА МИЛЛИОНОВ МУЖЧИН БЫЛА ЗАМУЖЕМ ЗА ДВОРНИКОМ
- ФИЛЬМ "ИНТЕРДЕВОЧКА": ПЛЕЯДА ЗНАМЕНИТЫХ АКТЕРОВ, КОТОРЫЕ УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ.
- УСПЕХ "ПО БЛАТУ": АКТРИСЫ, КОТОРЫХ "НАВЯЗАЛИ" И ПРОДВИНУЛИ В КРУПНЫЕ ФИЛЬМЫ.
- НАТАЛИ ВУД ДРАМАТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И СТРАННАЯ СМЕРТЬ АКТРИСЫ
- ТАЙНЫ АКТЕРСКОЙ ДИНАСТИИ ЕФРЕМОВЫХ: КТО ИЗ СЕМЬИ ОСТАЕТСЯ В ТЕНИ ЗНАМЕНИТЫХ АРТИСТОВ