Найти в Дзене
Проект SFERA Live

ССК «Звезда» начал строить ядерный ледокол проекта «Лидер». Какие возможности он откроет для России?

Атомоходы проекта 10510 «Лидер» — проект российских атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи этих судов — обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику.

Сколько денег государство вложит в строительство

Сметная стоимость строительства ледокола «Россия» проекта «Лидер» составляет 111,524 млрд рублей. Строительство будет финансироваться за счёт средств федерального бюджета. В 2021-2023 годах ежегодно планируется выделять по 11,482 млрд рублей. Ранее денег на это закладывалось больше. В 2021 году на реализацию проекта направят 21,008 млрд рублей, в 2022 году — 14,787 млрд рублей.

Когда ледокол «Россия» введут в эксплуатацию

Контракт на строительство ледокола «Россия» подписали в апреле текущего года. По данным газеты «Страна РОСАТОМ», 28 сентября 2020 года ледокол проекта 10510 «Лидер» уже был заложен на приморском судостроительном комплексе «Звезда». Заказчиком стала Госкорпорация «Росатом». Ввод судна в эксплуатацию запланирован на 2027 год. Ледокол станет первым в новом поколении атомоходов проекта «Лидер» и шестым современным атомным ледоколом «Атомфлота».

-2

Чем примечателен атомоход проекта 10510 «Лидер»

«Лидер» будет строиться по техническому проекту центрального конструкторского бюро «Айсберг». Основным оборудованием на судне станет ядерная установка с двумя реакторами РИТМ-400, паротурбинная установка с четырьмя турбогенераторами по 37 МВт каждый и система электродвижения с четырьмя гребными электродвигателями по 30 МВт каждый. Благодаря двум ядерным реакторам общая мощность судна составит 120 МВт на валах, а тепловая мощность — 315 МВт на каждый реактор. Приводить ледокол в движение будут четыре гребных винта. Полное водоизмещение «Лидера» составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра.

-3

Ледокол сможет развивать скорость до 44 километров в час по чистой воде и до 22 километров по льду толщиной до 2 метров. Судно рассчитано на 40 лет службы.

-4

Какие перспективы откроет этот проект для России

Атомоход будет способен прокладывать канал шириной около пятидесяти метров, что обеспечит возможность экономически эффективной круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тыс. тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 м по Северному морскому пути — кратчайшему морскому маршруту из Европы в Азию.

-5

Владимир Воробьев, главный конструктор ледокола «Лидер», рассказал, что ледокол создаётся для работы с судами для перевозки нефти и сжиженного газа в восточном направлении.

-6

«Сейчас российский СПГ в основном доставляется в порты Западной Европы, а дальше развозится до места другими перевозчиками. С запуском восточного направления появится возможность доставлять груз отечественными судами до конечных потребителей, находящихся в Азиатском регионе. Для этого целесообразно создать пункт перевалки груза в районе Петропавловска-Камчатского. До него будут доходить дорогие суда с высоким ледовым классом, дальше СПГ будет развозиться на обычных судах в азиатские страны и далее», — сообщил он.

Планы развития

Планируется построить три атомохода проекта «Лидер». Последний из них передадут заказчику до конца 2033 года. Сейчас в Петербурге проводятся испытания ледокола «Арктика» проекта 22220. Следующие четыре судна этого проекта — «Сибирь», «Урал», «Якутия» и четвёртый серийный ледокол — сдадут до 2026 года.

Сейчас «Атомфлот» эксплуатирует пять атомных ледоколов: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач», а также контейнеровоз «Севморпуть». Атомные ледоколы необходимы для раскрытия транспортного потенциала Севморпути. В период с декабря 2019 по июнь 2020 года они обеспечили 416 судозаходов в порт Сабетта по договору с «Ямалом СПГ» и 46 судозаходов направлением на нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

-7

К 2024 году грузопоток по Севморпути должен вырасти до 80 млн т. За 2019 год перевезено 31,5 млн т. По информации администрации Северного морского пути, с января по июнь 2020 года по трассам СМП перевезено 14,8 млн т грузов.

А пока строится один из мощнейших атомоходов и развивается судостроительная отрасль России, сфера IT тоже не стоит на месте. Так, создаётся платформа приложений SFERA, чтобы сделать вашу жизнь проще. Хотите узнать о проекте больше — подпишитесь на YouTube-канал SFERA project.