Отец легендарного хоккеиста, Александр Дмитриевич Третьяк, был военным летчиком. Большой спорт не любил, но физкультуру уважал, каждое утро делал зарядку. К спорту приучил и сына, готовил его к военной службе. По словам Владислава Третьяка, дома было как в армии. Когда другие дети могли целыми днями купаться и гонять на велосипедах, у них с братом был четкий список дел - наколоть дрова, посадить картошку… они и думать не могли уклониться от папиного расписания. Строгость отца иногда обижала Владислава, но сейчас он уверен – без трудолюбия, которое привил отец, не попасть бы ему было в большой хоккей.
Мама спортсмена, Вера Петровна, работала школьным учителем физкультуры, в юные годы играла в русский хоккей, и оказала на сына не меньшее влияние. В отличие от супруга Вера Петровна интересовалась большим спортом, не пропускала ни одного матча по телевизору и всегда хотела, чтобы сын играл в хоккей. Но к нему Владислав пришел не сразу – сначала он занимался плаванием, позже начал осваивать прыжки в воду, увлекался футболом, в школе участвовал в соревнованиях по легкой атлетике, а зимой катался на лыжах и каждое воскресенье вместе с родителями проводил на катке в Парк Горького.
В 1960-е годы, когда хоккейная сборная СССР вновь завоевала мировое первенство и хоккей стал невероятно популярным, в него пришел и Владислав Третьяк. В детской спортивной школе ЦСКА проходил набор юных хоккеистов, воскресные семейные походы на каток не прошли даром, и 11-летний Третьяк оказался одним из счастливчиков, кого приняли в прославленный клуб.
Первое время Третьяк играл на позиции нападающего. Формы на всех не хватало, поэтому мальчик попросился во вратари. Ему было без разницы, кем играть – лишь бы играть, лишь бы дали форму. «Никто не хотел быть голкипером, вот мне и досталась вратарская, - вспоминал позже Владислав. - И я был самым счастливым человеком!».
Отец Владислава долгое время не одобрял желание сына стать хоккеистом. Он хотел, чтобы тот пошел по его стопам, стал военным летчиком. В возрасте 15 лет Владислав уже играл на молодежных мировых чемпионатах, а когда привез домой первую зарплату, отец смирился с выбором сына.
В конце 60-ых Владислава Третьяка заметил Анатолий Тарасов, он пригласил его в основной состав ЦСКА. «Я сделаю тебя лучшим вратарем», - сказал ему однажды великий советский тренер. «Лучшим в стране?» — спросил Владислав. «В мире!», — ответил Тарасов. И ведь он сделал.
Владислав с головой отдался любимому делу и вскоре стал главным вратарем «армейцев». Талантливого 16-летнего парня взяли в молодежную сборную, а через год, в 1969 году, в главную сборную СССР. Одновременно с этими событиями Третьяк окончил школу и поступил на заочное отделение Московского государственного института физкультуры. Уже в 18 лет, в 1970 году, он впервые стал чемпионом мира, а с 1971 года - основным вратарем сборной.
Через год Третьяк встретил свою будущую жену Татьяну, и влюбился в нее с первого взгляда. Спустя пять дней после знакомства молодой человек сделал предложение, но девушка отказала. Руки у Владислава не опустились – через месяц молодые все-таки поженились. Супруги вместе уже 48 лет, и через два года их ждет золотая свадьба. «Жена – молодец, воспитала двоих детей фактически без меня, - рассказал в одном интервью Третьяк. - Мои медали – и ее тоже. Потому что я знал: дома все в порядке».
По его словам, хоккеистам многие тогда завидовали – у них были квартиры, хорошие машины, заграничные поездки. А они, тем временем, завидовали простым людям, которые каждый вечер после работы шли к своим семьям. Однако, Третьяк уверен, если бы у него была возможность прожить жизнь еще раз – он бы снова прожил ее с хоккеем.
Владислав Третьяк - один из самых титулованных хоккеистов во всем мире. В составе сборной СССР он трижды становился олимпийским чемпионом и 10 раз чемпионом мира. Международная федерация хоккея признала его лучшим хоккеистом XX века, а канадцы прозвали его «Русским чудом».
«Я видел хороших вратарей, - говорил о Владиславе Третьяке тогдашний тренер сборной Канады Дэйв Кинг. - Видел отличных. Но не видел голкипера, кроме вашего Третьяка, который был бы в форме всегда. Второго такого голкипера нет».
Кстати, Третьяк – первый советский хоккеист, которого приняли в Зал хоккейной славы в Торонто (его еще называют Залом славы НХЛ, потому что долгое время туда попадали только игроки Национальной хоккейной лиги). Для Третьяка это событие стало неожиданностью. По его словам, его не имели права включать в Зал, но сделали это из уважения.
Карьеру Третьяк завершил рано, в 32 года, потому что хотел больше времени уделять жене и детям. После ухода из сборной он работал в международном отделе ЦСКА, затем занимал пост замначальника отдела спортигр, работал в международном отделе Минобороны СССР (к слову сказать, второе свое образование он получил в Военно-политической академии имени Ленина), позже стал депутатом Моссовета.
После распада СССР Владислав Третьяк работал в Канаде, где тренировал вратарей НХЛ. В конце 90-ых создал фонд помощи хоккеистам, а в 2000 году стал членом Совета Президента по физкультуре и спорту. Также Третьяк тренировал хоккейные команды сборной России - на зимней Олимпиаде 1998 года завоевали серебро, на Играх 2002 года -бронзу.
Уже многие годы Владислав Александрович возглавляет Федерацию хоккея России, является депутатом Госдумы, ведёт активную общественную деятельность, пишет книги и помогает спортивным школам.
Именно Владислав Третьяк вместе с трехкратной олимпийской чемпионкой по фигурному катанию Ириной Родниной зажег в 2014 году огонь на открытии зимней Олимпиады в Сочи.