Найти тему
Дачники с нуля

Как я оформила покупку дачи и дачного домика

Хочу рассказать в этой статье - как, где и в какие сроки я оформила покупку своего дачного участка с домиком летом 2020 года в СНТ на территории Ленинградской области. Я не юрист, а обычный человек, поэтому поделюсь только своим личным опытом по одной конкретной сделке. Надеюсь, он кому-то окажется полезным.

Наша дача: "парадный" вход :)
Наша дача: "парадный" вход :)

Этап 1. Выбор варианта для покупки. Об этом я подробно рассказываю в своей предыдущей статье на моём канале.

Этап 2. Этот этап я бы назвала "Проверка благонадёжности продавца". Если вы покупаете объект напрямую у частного лица, а не агентства (как я, например, найдя продавца на Авито), то уделите этому процессу особое внимание. Первое, что я попросила у продавца - это прислать копии актуальных выписок из ЕГРН на земельный участок и дом. С 2017 года выписка ЕГРН совмещает в себе выдаваемые ранее выписку о правах (выписка ЕГРП) и кадастровый паспорт на земельный участок. Получив её, я внимательно всё изучила. Особое внимание уделила совпадению сведений в объявлении на Авито, реально увиденном объекте и в выписке (адрес объекта, площадь участка и домика). В моём случае было 2 отдельных выписки с разными кадастровыми номерами: на земельный участок и на дачный дом, находящийся на участке. Это означало, что дом был зарегистрирован в Росреестре и не является незаконной постройкой.

Затем немного пообщалась с продавцом на тему истории дачного участка: кто владел им до этого, на основании какой сделки перешло право собственности (дарение, продажа, наследство), почему сейчас продают и т.д. Не стесняйтесь задавать любые вопросы. Чем подозрительнее поведение продавца, тем хуже - если он избегает ответов, долго не присылает выписки и т.д. - я советую насторожиться. В моём случае продавец оперативно реагировала на все вопросы и просьбы, охотно рассказала историю участка.

Этап 3. Проверка возможных задолженностей по участку. Некоторые покупатели легкомысленно пропускают данный этап, но я не советую. В моём случае дачный участок находился на территории СНТ. На информационном стенде при въезде в СНТ обычно указаны телефоны председателя и бухгалтера СНТ: потрудитесь позвонить по этим номерам и узнать информацию по участку о возможной задолженности по членским взносам и электричеству. Зачастую, по брошенным участкам такая задолженность может достигать сумму в 50 тысяч и более. В моей ситуации продавец сам обозначил сумму задолженности за 2 года по взносам и электроэнергии. Обязался оплатить задолженности накануне сделки и своевременно сделал это, отдав нам чеки об оплате в бухгалтерии СНТ.

Этап 4. Подготовка договора купли-продажи. Мы выбрали самый простой и распространённый вариант сделки с использованием договора купли-продажи в простой письменной форме, без обращения к услугам нотариуса. Для дачи стоимостью 200 тысяч это разумный выбор, на мой взгляд. Образец договора без труда нашли в интернете, вставили свои паспортные данные и сведения об объектах в точном соответствии с выписками ЕГРН на земельный участок и на дом. Согласовали с продавцом все пункты договора. Особенно внимательно заполните пункты, касающиеся оплаты: наличными или на реквизиты счета - в нашем случае мы прописали реквизиты счёта продавца в Сбере (перечисление денег делали через СбербанкОнлайн), а также условия возврата оплаты в случае отказа в регистрации сделки. Перед сделкой распечатайте договор в 3-х экземплярах. Ещё один важный момент: если продавец замужем или женат, то накануне сделки его супруг или супруга должны сделать нотариальное согласие на продажу участка. Для покупателя, если он замужем или женат, такое согласие сейчас не требуется. Если такое согласие не предъявить, то может случиться отказ в регистрации сделки.

Этап 5. Выбор дня и места оформления сделки. Мы решили оформлять нашу сделку через МФЦ непосредственно в городе Волхов, где и находился дачный участок. Это позволило нам избежать очередей, как в Питере, и не нужно было заранее брать талончик на услуги Росреестра. Непосредственно в офисе МФЦ перед сделкой я, как покупатель, оплатила в автомате (с небольшой комиссией) госпошлины на регистрацию покупки земельного участка (2000 рублей) и дачного домика (350 рублей), получив 2 отдельные квитанции. Когда подошли с продавцом к окну, то предоставили сотруднице МФЦ следующие документы:

  • Паспорта - мой и продавца (оригиналы);
  • Договор купли-продажи в 3 экземплярах (ещё не подписанные) - договор подписывается в присутствии сотрудника МФЦ на всех страницах и в конце. Перечисление денег продавцу я сделала чуть раньше, перед входом в здание МФЦ;
  • Выписки из ЕГРН - 2 штуки (оригиналы);
  • Нотариальное согласие супруга на сделку;
  • Квитанции об оплате госпошлины - 2 штуки.

Ожидание всей процедуры длилось около часа - в это время всем процессом руководила сотрудница МФЦ (проверяла документы, заполняла все необходимые заявления, брала с нас подписи и т.д.). В конце мы получили каждый свою расписку в получении пакета документов и сообщили, что свои пакеты документов после регистрации сделки в Росреестре мы будем получать по отдельности друг от друга.

Этап 6. Ожидание регистрации сделки в Росреестре. В нашем случае оно продолжалось около 10-12 дней (мне поступил звонок о готовности документов). Таким образом, уже через 2 недели после дня сделки я получила на руки в этом же МФЦ свеженькие выписки ЕГРН о том, что собственник теперь я! Ура!

Оказывается, всё не так уж сложно!

Спасибо за внимание!