Найти тему
ИМАН ЖӘНЕ ЗАМАН

313-ші Қара пайым-сөз: Қ.Ә.Қамбардың «Қазақтың Ұлттық күнтізбесі» атты еңбегіне үшінші пікір

РЕЦЕНЗИЯ на работу Калдархан А, Камбар «Казахский национальный календарь»

Рецензируемая статья Калдархан А. Камбар представляет собой объемное (72 стр.) авторское исследование, посвященное особенностям казахского национального календаря. Приводимые материалы, утверждения и выводы базируются на многолетних исследованиях автора.

Структура статьи состоит из вступления, трех частей, заключения и списка использованной литературы.

Сама по себе статья является небезынтересной, так как включает в себя достаточно познавательные сведения, касательно традиционного календаря кочевников/казахов, анализ различных вариаций и типов летоисчисления, например таких как: «Уркер есеби», «Жулдыз есеби», «Тогыс есеби» и др. Подробно рассматриваются технологии расчета кочевниками календарных циклов, которые, в свою очередь соотнесены, с современными календарными системами и знаниями в области астрономии. Приводятся интересные этнографические материалы, часть из которых собраны автором в результате личных изысканий. Большинство утверждений автора справедливы, например, что кочевники «не слепо копировали юлианский или григориаиский календарь. Они придумали гармоничный и гибкий календарь, как и подобает кочевникам, которые ощущали ритм природы и вселенной в течение тысячи лет».

Вместе с тем в работе есть моментов, которые требуют существенной доработки или вызывают сомнение:

1) Структура работа эклектична, отсутствует внутренняя логическая взаимосвязь между ее компонентами. Разделенная на три основные части, она имеет также внутренние главы, разделы, которые плохо соотнесенные е заявленными названиями частей и с другими разделами работы. Складывается ощущение, что автор собрал в одной статье свои публикации разных лет, но при этом не выстроил общую логику изложения;

2) Не отрицая необходимость обращения к различным астрономическим расчетам для придания большей обоснованности своим предположениям, необходимо отметить, что работа перенасыщена различными сравнительными таблицами, математическими расчетами, которые затрудняют восприятие материала в целом;

3) Часть утверждений автора требует еще проработки и привлечения дополнительной доказательной базы. Например, сомнительна научная обоснованность утверждения автора об использовании казахами 13-летнегоцикла летоисчисления. В предшествовавших работах ученых по данной тематике указывается: на использование 12-летнего животного цикла летоисчисления – мушел (Абишев X, 1966; Исхаков М., 1980; Арғынбаев X., 1998). Кроме того, даже если предположить, что данное утверждение верно (об использовании 13-летнего цикла кочевниками), не видится практическая значимость в предложении автора по переходу на данную систему летоисчисления в настоящее время. В современном мире Казахстан является частью глобального сообщества, тесно связанного между собой различными экономическими, политическими, культурными связями. Введение обособленного календаря приведет к затруднениям при осуществлении международных финансовых операций, заключении договоров (в том числе и межправительственных), реализации культурных контактов и т.д.;

4) В статье встречаются неподтвержденные утверждения. Например, автор пишет, что «основатель Кушанской империи, император «Герейос» на казахском языке, звучит как «Керей». В настоящее время в племенном союзе казахов есть племя «Керей» (орта жуз)». Подобные параллели, основанные лишь на созвучности названий, не могут считаться корректными в научных работах.

В заключение хочется отметить, что данная работа, безусловно, представляет определенный интерес для научного сообщества и широкого круга читателей, интересующихся традиционными знаниями кочевников. Также хочется выразить надежду, что авторские изыскания в этом направлении продолжаться, а планируемая к изданию работа по данной тематике (на казахском языке) увидит свет, но с учетом профессионального научного редактирования специалистами.

Рецензент: кандидат исторических наук, и.о. доцента кафедры археологии и этнологии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева / подпись/ Жанисов А.Т.