Когда мы в Аргентине уходили на карантин 20 марта, мы думали: "Ок, пару недель протянем". Когда мы отмечали 100-ый день, мы думали: "200-го не будет, это невозможно". У нас 200-ый день карантина, и я не сомневаюсь, что будет 300-ый. Для меня карантин закончится, когда откроют школы и сады. До конца нашего учебного года осталось два месяца, потом летние каникулы. Хорошо, если их откроют в марте, т.е. через год после закрытия.
⠀
В интервью Лизе Осетинской в "Русские норм" умнейший человек, профессор Йельского университета, папа 4-летнего парня и друг нашей семьи Олег Цывинский (всем рекомендую для общего образования) сказал, что самое страшное последствие эпидемии - это не падение мировой экономики на 8% и не структурные изменения на рынке труда. "Самый большой эффект будет долгосрочный эффект на человеческий капитал из-за разрушения системы школьного и дошкольного образования. Те дети, которым по 4 года и которые 5 месяцев не видели других детей, - вот это будет очень сложно вернуть. Для 4-летки это большАя часть сознательной жизни, как для нас 5-6 лет. Это тот период, когда у детей очень быстро происходит развитие, обучение социальным навыкам, и этого не происходит. И это говоря о благополучных семьях. В неблагополучных это надо умножить на порядок".
⠀
В аргентинской газете La Nacion была недавно статья про то же. Психологи и педагоги предсказывают, что эпидемия наложит отпечаток на целое поколение. В этом году к педиатрам в разы чаще обращались с экземами - на нервной почве.
С другой стороны, те же аргентинские психологи предупреждают, что альтернатива карантина тоже будет несладкой. Даже когда дети вернутся в школы и сады, вместо того, чтобы выстраивать доверительные отношения со взрослыми и детьми за пределами семьи, они только и будут слышать: "Не подходи к нему. Не трогай его вещи. Натяни маску".
⠀
Непонятно, какие точно будут последствия для детей от эпидемии в целом. Но, видимо, предполагается, что вырастет более тревожное, менее социально развитое поколение.
⠀
Как думаете, вырастет? Или дети такие пластичные, что все скоро забудут, и будут жить-поживать и счастье наживать?