Найти в Дзене
Жизнь VS Кино

"Фотоувеличение" (Blowup) – фильм Антониони об ускользающей реальности

Оглавление

Часть 1

Фильмы Антониони обладают невероятной образностью, рождающейся из подчёркнутой простоты сюжетной фабулы и мощнейшей визуальной выразительности каждого кадра. Мало кому из режиссеров удавалось подобрать настолько яркий и точный визуальный эквивалент духу своего времени. "Затмение", "Красная пустыня", "Ночь", "Крик" - и названия фильмов, и метафоры бытия его героев, снедаемых чувством тотальной отчужденности, которым пронизан каждый кадр.

В "Blowup", наоборот, каждый кадр настоящий праздник жизни - яркий, динамичный, полный модных людей. Действие фильма происходит в легендарном свингующем Лондоне второй половины 60-х 20-го века, эпицентре всего самого нового - от музыки и фасонов одежды до образа жизни.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

Фотоувеличение /Blowup (1966) реж. Микеланджело Антониони

В основе сценария - рассказ Х.Кортасара "Слюни дьявола". Но от литературного первоисточника остались лишь главный лейтмотив истории и профессия героя - фотограф. "Blowup" - первый фильм Антониони, в котором в центре сюжета не взаимоотношения людей друг с другом, а взаимодействие героя с окружающей реальностью.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

У героя фильма будто две личности. Одна - успешный фотограф, снимающий знаменитых фотомоделей для самых модных журналов. За 24 часа своей экранной жизни он успевает начать день в ночлежке, прицениться к покупке антикварной лавки, провести фотосессии с моделями в нарядах Кордена и Робана, заняться сексом, забыться на вечеринке с марихуаной, заглянуть в ночной клуб, где идет концерт Yardbirds с участием легендарных Джимми Пейджа и Джеффа Бека и поучаствовать в драке за обломок гитары последнего.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

Другая личность героя - уставший от фальши глянца художник, пытающейся в объятом дымом марихуаны Лондоне, среди вакханалии беспечности и удовольствий, найти что-то неподдельное, истинное. Ради этого он фотографирует бездомных в ночлежке, людей в парке. И неожиданно обнаруживает на снимках с влюбленными на лоне природы намёк на нечто зловещее - попытку убийства, случившееся убийство. Чтобы разглядеть это, он использует "Blowup" - приём фотоувеличения.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

Но у выражения "вlow up" есть и другие значения, за каждым открывается новый смысл истории. Возвращаясь ночью в парк, герой убеждается в подозрениях. Увиденное взрывает картинку привычной реальности - за праздником жизни проступает грязная тайна. Но кому это важно? Собственный рассказ о случившемся, заставляет его усомниться в реальности произошедшего. Фотографии и плёнка исчезают, трупа нет. Увеличенное изображение на фото лишь намёк. Что на самом деле случилось в парке, почему женщина с фотографий так настойчиво пыталась получить фотопленку, и кто была эта женщина - ничего нельзя узнать доподлинно.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

Ключевая сцена фильма - гриф гитары, фетиш, за который готовы драться поклонники гитариста, оказываясь за пределами клуба просто мусором. Вещи и события не несут никакой информации, мы сами наделяем их смыслами.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

"Blowup" - это и притча о вечно ускользающей от художника реальности. И метафора тупика - буквально "вlowup" как "аварийная остановка, блокирующая дальнейшие действия". Никто не в силах ни понять, ни изменить, ни повлиять на что-либо. Все мы не более чем статисты, безликие мимы, играющие в воображаемые игры в финале фильма.

Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)
Кадр из фильма "Фотоувеличение" (Blowup)

Сделанный в 1966-м "Blowup" выглядит намного современнее многих сегодняшних фильмов. В своё время он произвёл настолько ошеломляющее впечатление, что был удостоен наградами всех самых главных кинофестивалей мира - Каннского, Берлинского и Венецианского.

Кстати, к созданию фильма имело отношение впечатляющее количество знаковых для культуры того времени личностей. Об этом- часть 2: "Фотоувеличение" (Blowup) – фильм, в котором запечатлена эпоха

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino