Насчет того, что это наш «вчерашний день», говорили многие.
Одни завидовали – у них все так же хорошо и спокойно, как было в Союзе, другие сочувствовали – у них все так же серо и уныло, как при совке.
Появившийся там яркий авторитарный лидер вызвал много разных чувств. В России тогда такого еще не было. Его за Западе обозвали «последний диктатор Европы» (и похоже, ошиблись). У нас, судя по опросам тех лет, нашлось вполне ощутимое количество тех, кто желал бы его или такого же иметь в Кремле. Так оказалось, что Белоруссия может быть нашим завтра.
И вот затем на протяжении многих лет нам показывали – не где-то в далекой тропической Венесуэле, а в почти что совсем нашей стороне, как может, а то и как должен вести себя авторитарный правитель. Правитель, у которого есть пусть не харизма, но одобрение большинства, а на всякий случай еще и верные «органы».
Позиция автократа, как показывает опыт многих из этой категории, склоняет попавших на эту позицию, к игре. К игре особого рода, такой, в которой правила автократ назначает сам, и сам в любое время меняет. Психологические и прочие личные особенности определяют рисунок этой игры, ее стилевое оформление, как правило безвкусное. Обычно именно на него обращают внимание и современники, и историки.
Но главное, конечно, не в дурной эстетике самовластья. А в его этике, которую следует назвать отрицательной. Обычная общечеловеческая этика состоит в принятии людьми на себя определенных моральных обязательств. Автократ себя от них освобождает. Наш сосед показывал не раз: когда его власти кто-то угрожает, жизнь этого угрожающего не защитит никакой закон – ни уголовный, ни нравственный.
Правила авторитарного режима предполагают два, казалось бы, несовместимых порядка вещей. Вот первый: быть личностью, иметь лицо и индивидуальность, нарушать любое правило и закон позволено только тому, кто №1. Остальные должны быть одинаковы, безлики и беспрекословно подчиняться его приказам, а также законам и инструкциям. Но вот второй: на своем этаже и уровне каждый из подчиненных – тоже самодержец. Он может изгиляться и творить произвол в отведенном ему пределе, и его подчиненные будут починяться. Но и у них есть свой уголок, где они…
Читайте развернутый материал на VTimes
_______________________________________________________________
VTimes — новое независимое онлайн медиа о человеке, бизнесе, экономике, политике и обществе. Костяк команды VTimes это журналисты, которые делали «Ведомости»