Пересев на катер, мы поплыли по островам, смотреть петроглифы.
Канозерские петроглифы - группа наскальных изображений, обнаруженных Юрием Ивановым 5 июля 1997 года на островах озера Канозеро в юго-западной части Кольского полуострова Мурманской области России. Рисунки были отнесены к III—II тысячелетиям до н. э.
На 2014 год исследователями Ревдинского краеведческого музея и Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН открыто более тысячи рисунков, расположенных на трёх островах Большой Подмунский (Горелый), Малый Подмунский (Еловый) и Скалистый (Каменный) и прибрежной скале Одинокая. В настоящее время смысл рисунков не расшифрован.
До создания на островах природно-исторического памятника «Петроглифы Канозера» через них проходило множество туристических маршрутов, памятник находился на грани разрушения. Туристы, не подозревавшие о большой исторической ценности этих скал, оставляли на них свои надписи.
В 2000-е годы открыт музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». В декабре 2014 года над наскальными рисунками сооружен прозрачный защитный купол.
Первый остров на который мы поплыли - остров Еловый.
Остров Еловый
300х300 м. Максимальная высота 7 м. Большая часть острова заболочена. Скалы идут узкой полосой по северо-западному берегу. Петроглифы расположены на всем его протяжении: 279 фигур в 6-ти группах, причем одна группа (№ 6) на скате, обращенном внутрь острова. Наибольшее расстояние от групп петроглифов до уреза воды 19 м.
Еще одна группа рисунков расположена чуть дальше.
Остров Каменный
330х130 м, вытянут по оси СЗ-ЮВ. Максимальная высота 15 м. Скальные выходы сосредоточены в северной и западной частях острова. Петроглифы расположены в западной части острова: 669 фигур в 7-ми группах. Наибольшее расстояние от групп петроглифов до уреза воды 33 м.
Тут, над самым большим скоплением наскальных рисунков, построен купол.
На острове ведется скрытое видео наблюдение.
Кроме рисунков под куполом, рисунки есть и на берегу.
Под куполом находится самое большое скопление петроглифов, причем большая часть была под землей и мхом, и только когда ученые начали изучать эти рисунки, они расчистили скалу и обнаружили там большое скопление петроглифов.
Место конечно интересное! И почему древние люди выбрали именно это место?
Поднялись на самую высокую точку острова.
Плывем дальше.
Скала Одинокая
15х15 м. Максимальная высота 2 м. Отдельная скала, примыкающая своей северо-восточной частью к северо-восточному берегу озера. Петроглифы находятся в южной части скалы: 61 фигура.
Тут рисунки видны очень плохо.
Ну и последнее место - остров Горелый.
Остров Горелый
500х250 м, вытянут по оси ССВ-ЮЮЗ. Максимальная высота 8 м. Большая часть острова заболочена. Скалы идут узкой полосой по северо-западному и северному берегам. Петроглифы расположены на протяжении 100 м в юго-западной части острова, на южной оконечности линии береговых скал: 14 фигур в 4-х группах. Наибольшее расстояние от групп петроглифов до уреза воды 4 м.
Под своим нынешним названием Канозеро появилось лишь в 1891 г. на карте, составленной по материалам финской экспедиции Вильгельма Рамзая. Из статьи Визе узнаём: По р. Умбе до сих пор проезжало лишь очень незначительное число лиц, а в печати нет ни одного описания этой реки. В 1887 г. подымались финляндцы Edgren и Levander, но доехали только до Канозера: трудности пути, «крутые водопады и большие пороги» заставили их вернуться обратно. После них проф. Рамзай спускался в карбасе по всему течению р. Умбы и, как говорят, произвёл даже глазомерную съёмку этой реки, однако карта эта до сих пор нигде не опубликована. В 1910 г. по Умбе вместе с двумя карелами спускался один шведский этнограф (это был Густав Хальстрем – В.Л.). Вот и весь немногочисленный список лиц, проезжавших по Умбе, исключая лопарей и поморов, живущих в с. Умбе.
Сам Владимир Визе совместно с геологом Михаилом Павловым и ботаником Василием осуществил две экспедиции, часть маршрута которых проходила по р. Умбе через Канозеро. Первая состоялась летом 1910 г. и закончилась неудачно – во время сплава вниз по реке на одном из порогов погибло большинство материалов, в т.ч. коллекция горных пород, собранная Михаилом Павловым в Хибинах и Ловозерских тундрах. Вторая экспедиция – подъём по р. Умбе и посещение Ловозерских тундр состоялась летом-осенью 1911 г. Топографическая съёмка р. Умбы от устья до Умбозера и части её притока р. Муны былаосуществлена лишь в 1925 г. геологической экспедицией Института по изучению Севера под руководством В.И. Влодавца. Им была составлена и первая геологическая карта района. Задача геологического исследования состояла в выявлении возможной связи между комплексом щелочных пород Турьего мыса и щелочными массивами Хибин и Ловозера, а также для геологических наблюдений маршрутного характера. На скалистом носу в Юго-Западной части о. Горелый (Большой Подмунский) имеется посетительская надпись: «Е.Е.Б. ПИБ» и ниже: «1925 июль 1925 июн(ь) здсе». Надпись выбита металлическим орудием, возможно, геологическим молотком или зубилом. Судя по стилю, все инициалы и даты написаны одной рукой.
Погода начала портиться, но мы все-таки все успели посмотреть. К сожалению, все рисунки мы найти не смогли. Если бы погода была ясная, то возможно мы их нашли больше, ну а так, то что мы смогли увидеть, нам хватило.
Отплываем обратно на кордон.
На кордоне нас накормили картошкой со свеже пойманной рыбой и напоили чаем. К этому времени на озере поднялся сильный ветер, но плыть обратно все равно надо. Плыть пришлось вдоль противоположного берега, там ветер был не такой сильный и волны меньше.
Ну а когда уже вошли в Родвиньгу, а потом и в Низьму, ветер поутих. По течению обратно дошли гораздо быстрее.
Единственная неприятность, которая случилась - это на полном ходу отлетела тяга, которая отвечает за положение заслонки на водомете (передний ход, нейтраль, задний ход). На скорости болт, который держит тягу, вылетел, и заслонка встала в положение нейтраль. Мотор даже подскочил. Поначалу подумали, что налетели на камень или топлятк, но когда начали разбираться увидели, что болта нет. 15 минут ремонта и мы опять поплыли. Хорошо, что до точки, где нас ждал Трекол, было меньше 3км, т.к. болта запасного не было, закрепили эту тягу с помощью веревки и только в положении передний ход.
В общем, поездка на Канозеро у нас заняла весь день и считаю, что она стоит тех денег, которые мы заплатили
Ну и предлагаю посмотреть фильм про Канозеро.
Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!