Найти тему
Газета Солидарность

Работа на изношенном оборудовании в России

ttelegraf.ru
ttelegraf.ru

Поговорим о еще одной стороне работы на изношенном оборудовании, и это касается декларированных правил и норм. Не зря одной из форм протеста на рабочем месте является “итальянская забастовка”. То есть скрупулезное следование формальным правилам. На практике это очень быстро приводит к замедлению производства, а то и к полной его остановке. Потому что по правилам оно не работает никогда или почти никогда - такая вот аксиома производственной повседневности.

ПРИМЕНИМОСТЬ ИНСТРУКЦИЙ

Когда я устраивалась на конфетную фабрику Iriski, то вместе с другими новичками проходила ряд инструктажей. Один из них был по технике безопасности:

- Как только вы переступите порог производственной зоны, сразу окажетесь в зоне риска! - угрожающе проговаривал нам менеджер по ТБ. - По производству передвигаются на электрических тележках, для которых выделена специальная широкая полоса! Желтыми линиями по серому полу обозначены пешеходные дорожки, проходят они вдоль стен. Так же обозначены места пешеходных переходов! - менеджер говорил очень взволновано.

Я внимательно разглядывала все его картинки, где был изображен производственный пол с разметкой, тележки и даже момент наезда электрической тележки на рабочего. Все это внушило мне переживание за свою безопасность.

Но как только я переступила порог производственной зоны, то оказалась в пространстве, где, даже если бы я и хотела следовать правилу - ходить только по пешеходной зоне, возможностей для этого у меня не было: заводская инфраструктура их просто не дает. Вдоль стен практически всего коридора, как раз на “пешеходной” части, все оказалось забито палетами, коробами и прочими складскими атрибутами. В одном месте всю ширину пешеходной дорожки занял кулер, да еще сверху спускалась железная лестница, так что волей-неволей пришлось бы выходить на “проезжую часть”, хотя соответствующих обозначений на полу не было. Пешеходная дорожка, выделенная желтой линией, скрылась под всей этой кучей предметов, и лишь кое-где на полу выглядывал значок “пешеход” в виде желтого шагающего человечка.

Конечно, на этом проверка действенности на практике инструкций и правил не закончилась, а продолжалась всю мою рабочую заводскую карьеру - весь год. И если заваленная коробками пешеходная зона на некрупном предприятии не создает особой опасности или дискомфорта, то совсем иная ситуация с техникой безопасности при работе с промышленным оборудованием. Даже когда мы говорим о конфетной фабрике, а не, скажем, о горно-обогатительном комбинате.

ЗАВОДСКАЯ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ

По большей части процесс труда работниц цеха упаковки конфетной фабрики встроен в рамку неформальных взаимоотношений на рабочем месте. И это касается не только коллег и руководителей, но и заводской материальности. “Неформальных” значит за пределами писаных правил и норм.

Заводская материальность, как я ее понимаю, включает в себя не только технические объекты (промышленные сооружения, станки, конвейеры), но также все пространство и все помещения производственной зоны. Все то, чем пользуются рабочие в течение смены: раздевалка, туалет, курилка, столовая, кабинет начальника смены. И даже тот самый пол производственной зоны - это элемент заводской материальности, поскольку именно с разметки на полу начинается организация производственной повседневности.

Рабочие постоянно и непрерывно взаимодействуют с заводской материальностью. И это взаимодействие регламентируется в той или иной степени по двум разным принципам.

Во-первых, регламентируется писаными правилами и нормами, которые зафиксированы в документах и обязательны к исполнению. Это инструкции по технике безопасности, по пожарной безопасности, по эксплуатации производственного оборудования, кодекс делового поведения, перечень функциональных обязанностей рабочих разных профессий и т.д.

Во-вторых, взаимодействие с заводской материальностью регламентируется состоянием и качеством объектов этой материальности. Как в случае с разметкой на полу: вроде бы писаные правила говорят нам идти по пешеходной зоне, но сделать это мы не можем.В случае конфетной фабрики Iriski состояние материальных объектов находится в конфликте с формальными, писаными правилами. И основная проблема здесь - это устаревшее, изношенное оборудование, которое требует совершенно иного обращения, нежели прописано в инструкциях по эксплуатации.

Рабочие вынуждены день ото дня искать возможности и решения того, каким образом в сложившихся обстоятельствах выполнить свою работу. С одной стороны, есть инструктаж по технике безопасности - первое, что слышит новичок, трудоустроившийся на фабрику в качестве рабочего. С другой стороны, уже следуя по производству, новичок видит, как само собой - по понятным причинам - нарушается то, что только что категорически запрещалось на инструктаже.

Очень важно понимать, что “пренебрежение” со стороны рабочих формальными правилами является в первую очередь их рациональным, хотя и не всегда осознанным ответом на состояние заводской материальности. Проблема не в том, что рабочие намеренно или “из удобства” нарушают предписанные правила. Дело в том, что состояние самой материальности делает невозможным выполнение этих правил. А от управленческих кадров или от людей, вообще не имеющих отношения к производству, нередко приходится слушать совсем другие утверждения: мол, так удобнее самим рабочим, поэтому они правилами и пренебрегают!

РИСКИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ПРАВИЛ

Но все хорошо, пока все работает без происшествий и проблем. На конфетной фабрике бывали случаи, когда работницы лезли рукой в работающую машину, чтобы что-то поправить внутри. Однажды такое действие привело к несчастному случаю - работница серьезно повредила руку. Начальник по ТБ и прочие сразу сообщили ей, что она сама виновата в случившемся, поскольку нарушила технику безопасности, и к этому больше никто не причастен. В буквальном смысле, казалось бы, так оно и есть. Но если попытаться хотя бы немного разобраться в случившемся, то быстро становится понятно, что работницы делают такое по все той же причине износа оборудования.

В машине довольно часто что-то застревает. Бывает, что каждые 10 - 20 минут, бывает и реже. Если машину, согласно инструкции, остановить, открыть крышку, поправить все как надо, закрыть и запустить, то изношенное многолетней сверхэксплуатацией оборудование запустится в лучшем случае за 2 - 5 минут. Но часто, если прервать работу машины, требуется чуть больше времени, чтобы она опять вошла в русло своей производительности. А это уже простои, которые на кондитерском производстве приводят к повышению количества брака.

*   *   *
Так и выходит, что с одной стороны - формальные правила, которые не работают, с другой - неформальные правила, которые могут быть не всегда безопасны, а с третьей - требования по норме и регламенту производственного процесса…

Ольга Пинчук, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований

-2

Не забывайте подписываться на наш канал!

Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org