Для формирования у дошкольников экологически сознательного поведения и знакомства с окружающим миром эффективным и результативным является метод проектов.
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, построенного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой, в реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению определенной цели. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, познания ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его личный опыт.
Учитывая эффективность применения метода проектов в образовательном процессе для ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей средой, было начато создание экологического проекта «И в лесу, и на лугу мы природе верные друзья», который состоит из четырех этапов:
- летнего – «Растения – врачи рядом с нами» - названия и свойства растений;
- осеннего – «Осень щедрая и богатая» - изучаем плоды растений и деревьев, учимся их собирать и хранить, пробуем на вкус;
- зимнего – «Будем здоровыми!», прогулки на свежем воздухе, изучение развития растений зимой (появление почек, например);
- весеннего – «Мы хозяева своей планеты».
Для большей результативности воспитательной работы по развитию знаний ребенка о природе, а также для обеспечения условий безопасности жизнедеятельности детей отдается предпочтение групповым и индивидуальным формам работы.
Еще одна форма работы с родителями – это памятки, рекомендации,
Так как проект «И в лесу, и на лугу мы природе верные друзья» состоит из четырех этапов по временам года и реализуется в течение года, то важным стало нахождение того атрибута, который бы объединял между собой все этапы. Таким атрибутом стала корзина.
Летом дети в него собирают овощи, фрукты, лекарственные цветы и травы, осенью корзина превращается в кладовую плодов, собранных на мини-огороде и клумбе садика.
Зимой дети потребляют плоды из корзины, обогащая организм питательными веществами и витаминами. Весной из корзины дети достают семена, луковицы, клубни и высаживают их на мини-огороде. Таким образом, на каждом этапе корзина выполнял свою функцию и одновременно является побуждением к дальнейшим действиям и открытиям.
Эффективной реализации данного проекта в работе с детьми может помочь использование таких форм организации образовательно-познавательной деятельности, как занятия, экскурсии, прогулки, наблюдения в природе, дидактические игры, чтение художественных произведений, беседы с детьми, труд в природе, исследовательско-поисковая деятельность. Эти формы наиболее благоприятны для ознакомления с окружающей средой. Важным критерием их использования является учет возрастных возможностей детей и программных учебно-воспитательных задач, которые должны быть решены.