Найти тему
Ирина Едошина

Городской музей Кронштадта: музейные витрины, затонувшие корабли, гидросооружения...

Какая картинка обычно всплывает в воображении, когда слышишь фразу «музей истории города». Смею предположить, что представляется историческое здание с выставочными залами, в которых музейные экспонаты выставлены в хронологическом порядке: от «А» (археологических черепков) до «Я» (современных достижений, наград, фотографий).

В Кронштадте всё иначе. Здесь городской музей - это целое хозяйство. Мостовые, решётки, гидросооружения, памятные доски, памятники... Конечно, музейные экспозиции тоже есть. Даже две.

Одна – «Подводная археология» расположена по дороге на пристань в старинной водонапорной башне (ул. Ленинградская, 2). Здесь выставлены сокровища, да-да, именно сокровища. А как ещё назвать то, что поднимают с затопленных кораблей? Живые свидетели истории предыдущих столетий, умело очищенные от вековых иловых наслоений и поднятые с морского дна.

Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология"
Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология"

Балтийское море до сих пор является надёжным хранителем предметов прошлых эпох. Обнаруженные и поднятые водолазами в разные годы, пройдя через руки реставраторов, они занимают своё место на музейных экспозициях.

В музее можно изучать историю кораблестроения и судоходства, рассматривая не только карты, гравюры, картины. Значительную часть музейной подводной экспозиции занимают фрагменты реально существовавших кораблей, которые в разное время потерпели крушение в Балтийском море.

Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология". Веретено от якоря типа «кошка» с корабля «Портсмут»
Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология". Веретено от якоря типа «кошка» с корабля «Портсмут»

В одном из залов размещены фрагменты корпуса 54-пушечного линейного корабля «Портсмут», который был построен ещё во времена Петра I. Судно погибло близ острова Котлин в 1719 году.

В музейных витринах выставлены предметы морского быта, детали судового интерьера, посуда из керамики и стекла.

Замечу, что музейные экспонаты, выставленные за стеклом и показанные с близкого расстояния «вживую», производят совершенно разное впечатление. Стекло, отделяющее посетителя музея от предмета в музейной витрине, превращает подлинную вещь в недосягаемый раритет. Обездвиженный, он лежит неизменно на одном и том же месте годами. Он – музейный экспонат.

Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология"
Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология"

Но стоит артефакту выйти из-за стекла и появиться на публике, он вызывает шквал эмоций у посетителей. По крайней мере, так случилось с участниками очередной встречи в рамках «Школы музейного мастерства», которая на протяжении нескольких лет действует в Петербурге.

Организаторы сентябрьского заседания Школы, сотрудники Кронштадтского музея дали возможность присутствующим увидеть вне музейных витрин несколько предметов из музейных фондов.

Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология". Экспонаты из музейного фонда
Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология". Экспонаты из музейного фонда

Старинные находки с затонувшего в 1724 году (!) судна «Архангел Рафаил» привели всех в неописуемый восторг. Ещё бы, перед нами предстали личные вещи моряков, пролежавшие на морском дне почти три века.

Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология". Экспонаты из музейного фонда
Музей истории Кронштадта. Экспозиция "Подводная археология". Экспонаты из музейного фонда

Говорят, что корабль перевозил контрабанду, и погубила его человеческая жадность. В ожидании груза парусник задержался в заливе до зимы и был раздавлен льдами. Большую часть грузов с затонувшего судна удалось поднять сразу после кораблекрушения, местные крестьяне занимались поиском и подъёмом товаров – продовольствия, кожи, тканей… А вот личные вещи экипажа «Архангела Рафаила» подняли со дна морского только в наши дни. Сохранность вещей, конечно, поражает. Понятно, что в музей они попали после пребывания в реставрационных мастерских, но всё же…

Подростковая куртка с нарядными пуговицами, скорее всего, принадлежала корабельному юнге. Экипаж судна состоял из восьми человек, в их числе были юнги – братья Яков и Карл Швенны.

Вязаная рукавица, пока лежала на столе, ничем особенным не отличалась от подобных современных изделий. Оказавшись в руках музейного сотрудника, открыла свой секрет – рукавица оказалось двусторонней. Прохудилась одна сторона, переворачивай и носи, как новую…

Фетровая шляпа, которую носил кто-то из корабельной команды, декорирована плетёным шнурком. Сотрудник музея высказал предположение, что это фитиль, который, закреплённый на шляпе, оставался сухим и всегда находился под рукой.

«Фитиль — нитевидное плетёное изделие, по которому в свечах, керосиновых лампах, керосинках и керогазах подаётся жидкое горючее в зону сгорания». /Википедия/

Посуда 1856 года, поднятая с английского шкута, настолько хорошо сохранилась, что потчевать гостей из неё можно и в наши дни. То, что чайная пара старинной работы, догадаться можно, а вот, что пребывали изделия почти триста лет под водой, вряд ли кто поймёт…

Всех присутствующих без исключения больше всего поразила, несомненно, книга, также поднятая с морского дня. Псалтырь 1692 года издания пролежал почти три столетия в темноте, в холодной воде и без доступа кислорода. Именно подобные условия содержания и позволили книги сохраниться в подобном «товарном» виде.

Конечно, она прошла реставрацию (ей занимались в научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря), но сохранность просто запредельная. И сейчас её можно читать и листать.

На «Подводную археологию» следует идти вместе с детьми. Это как раз тот музей, где и родителям будет интересно, и детям – нескучно и познавательно. Тем более, что в скором времени все показанные предметы займут своё место на музейной экспозиции.

Вторая музейная площадка – «Три века Кронштадтской истории» (Якорная пл., 2А) находится напротив Морского собора. Здесь можно погрузиться в историю города Кронштадта и узнать всё о непобедимой балтийской цитадели: как создавалась, строилась, стояла на страже морских границ, чем занималась после войны и как живёт в наши дни.

Не буду рассказывать подробно о музейных залах. Экспозиция очень достойная, на которой представлена как история города, так и жизнь, и бытование людей, живших и живущих здесь, в Кронштадте. Особое место в музее занимает реконструкция блокадной комнаты.

Музей истории Кронштадта
Адрес: Кронштадт, Якорная площадь, 2А
Время работы: ежедневно с 11:00 до 18:00, касса до 17:30,
выходной день — среда; в летний сезон — без выходных

Есть ещё одна площадка в составе городского музея Кронштадта. На мой взгляд, самая интересная, обладающая громадным потенциалом в плане развития музея. Это Петровский док. Тот самый, к проектированию и строительству которого приложил руку император Пётр I.

Док огромный: в нём одновременно могут стоять на ремонте до десятка кораблей. Больше десяти лет док стоит без работы, более того он в аварийном состоянии и ожидает реставрационных работ. Разработан проект приспособления дока под музейное пространство. Дело, как всегда, в малом - найти финансы. Петровский док, а с ним музей, город ждёт спонсоров и инвесторов.

Участники встречи заглянули на доковую территорию, с помощью специалистов разобрались, как действовала система гидросооружений Петровского дока, представили, как здесь может быть классно, если музейный проект осуществится. Что планируют сделать?

Док петровской эпохи и прилегающую к нему территорию предполагают обустроить и сделать пригодной для комфортных и познавательных прогулок. Стеклянный купол накроет гидротехническое сооружение сверху, внутри разместят поднятые со дна Балтийского моря старинные корабли. Красота же, согласитесь))) Хочется надеяться, что красота осуществимая.

Музей истории Кронштадта. Петровский док. Проект приспособления дока под музейное пространство
Музей истории Кронштадта. Петровский док. Проект приспособления дока под музейное пространство

А пока доковая территория на замке, в целях безопасности доступ для широкой публики закрыт (к сожалению, были несчастные случаи). Правда, посмотреть на грандиозное гидротехническое сооружение петровской эпохи можно с территории парка «Патриот». Отсюда открывается вид на «крест-канал» с доковыми отсеками, видны сохранившиеся механизмы и вороты, перекрывающие шлюзовые камеры.

Сотрудники Музея всегда рады видеть гостей на своих экспозициях, кроме того в музее можно заказать экскурсии (обзорные, тематические, пешеходные, автобусные) по Кронштадту с осмотром основных достопримечательностей. Подробности здесь.

Другие статьи о музеях Петербурга:
Музей памяти жертв нацизма
Фермерский дворец в Петергофе
Музей метрополитена

Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать))) Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.