Какая картинка обычно всплывает в воображении, когда слышишь фразу «музей истории города». Смею предположить, что представляется историческое здание с выставочными залами, в которых музейные экспонаты выставлены в хронологическом порядке: от «А» (археологических черепков) до «Я» (современных достижений, наград, фотографий).
В Кронштадте всё иначе. Здесь городской музей - это целое хозяйство. Мостовые, решётки, гидросооружения, памятные доски, памятники... Конечно, музейные экспозиции тоже есть. Даже две.
Одна – «Подводная археология» расположена по дороге на пристань в старинной водонапорной башне (ул. Ленинградская, 2). Здесь выставлены сокровища, да-да, именно сокровища. А как ещё назвать то, что поднимают с затопленных кораблей? Живые свидетели истории предыдущих столетий, умело очищенные от вековых иловых наслоений и поднятые с морского дна.
Балтийское море до сих пор является надёжным хранителем предметов прошлых эпох. Обнаруженные и поднятые водолазами в разные годы, пройдя через руки реставраторов, они занимают своё место на музейных экспозициях.
В музее можно изучать историю кораблестроения и судоходства, рассматривая не только карты, гравюры, картины. Значительную часть музейной подводной экспозиции занимают фрагменты реально существовавших кораблей, которые в разное время потерпели крушение в Балтийском море.
В одном из залов размещены фрагменты корпуса 54-пушечного линейного корабля «Портсмут», который был построен ещё во времена Петра I. Судно погибло близ острова Котлин в 1719 году.
В музейных витринах выставлены предметы морского быта, детали судового интерьера, посуда из керамики и стекла.
Замечу, что музейные экспонаты, выставленные за стеклом и показанные с близкого расстояния «вживую», производят совершенно разное впечатление. Стекло, отделяющее посетителя музея от предмета в музейной витрине, превращает подлинную вещь в недосягаемый раритет. Обездвиженный, он лежит неизменно на одном и том же месте годами. Он – музейный экспонат.
Но стоит артефакту выйти из-за стекла и появиться на публике, он вызывает шквал эмоций у посетителей. По крайней мере, так случилось с участниками очередной встречи в рамках «Школы музейного мастерства», которая на протяжении нескольких лет действует в Петербурге.
Организаторы сентябрьского заседания Школы, сотрудники Кронштадтского музея дали возможность присутствующим увидеть вне музейных витрин несколько предметов из музейных фондов.
Старинные находки с затонувшего в 1724 году (!) судна «Архангел Рафаил» привели всех в неописуемый восторг. Ещё бы, перед нами предстали личные вещи моряков, пролежавшие на морском дне почти три века.
Говорят, что корабль перевозил контрабанду, и погубила его человеческая жадность. В ожидании груза парусник задержался в заливе до зимы и был раздавлен льдами. Большую часть грузов с затонувшего судна удалось поднять сразу после кораблекрушения, местные крестьяне занимались поиском и подъёмом товаров – продовольствия, кожи, тканей… А вот личные вещи экипажа «Архангела Рафаила» подняли со дна морского только в наши дни. Сохранность вещей, конечно, поражает. Понятно, что в музей они попали после пребывания в реставрационных мастерских, но всё же…
Подростковая куртка с нарядными пуговицами, скорее всего, принадлежала корабельному юнге. Экипаж судна состоял из восьми человек, в их числе были юнги – братья Яков и Карл Швенны.
Вязаная рукавица, пока лежала на столе, ничем особенным не отличалась от подобных современных изделий. Оказавшись в руках музейного сотрудника, открыла свой секрет – рукавица оказалось двусторонней. Прохудилась одна сторона, переворачивай и носи, как новую…
Фетровая шляпа, которую носил кто-то из корабельной команды, декорирована плетёным шнурком. Сотрудник музея высказал предположение, что это фитиль, который, закреплённый на шляпе, оставался сухим и всегда находился под рукой.
«Фитиль — нитевидное плетёное изделие, по которому в свечах, керосиновых лампах, керосинках и керогазах подаётся жидкое горючее в зону сгорания». /Википедия/
Посуда 1856 года, поднятая с английского шкута, настолько хорошо сохранилась, что потчевать гостей из неё можно и в наши дни. То, что чайная пара старинной работы, догадаться можно, а вот, что пребывали изделия почти триста лет под водой, вряд ли кто поймёт…
Всех присутствующих без исключения больше всего поразила, несомненно, книга, также поднятая с морского дня. Псалтырь 1692 года издания пролежал почти три столетия в темноте, в холодной воде и без доступа кислорода. Именно подобные условия содержания и позволили книги сохраниться в подобном «товарном» виде.
Конечно, она прошла реставрацию (ей занимались в научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря), но сохранность просто запредельная. И сейчас её можно читать и листать.
На «Подводную археологию» следует идти вместе с детьми. Это как раз тот музей, где и родителям будет интересно, и детям – нескучно и познавательно. Тем более, что в скором времени все показанные предметы займут своё место на музейной экспозиции.
Вторая музейная площадка – «Три века Кронштадтской истории» (Якорная пл., 2А) находится напротив Морского собора. Здесь можно погрузиться в историю города Кронштадта и узнать всё о непобедимой балтийской цитадели: как создавалась, строилась, стояла на страже морских границ, чем занималась после войны и как живёт в наши дни.
Не буду рассказывать подробно о музейных залах. Экспозиция очень достойная, на которой представлена как история города, так и жизнь, и бытование людей, живших и живущих здесь, в Кронштадте. Особое место в музее занимает реконструкция блокадной комнаты.
Музей истории Кронштадта
Адрес: Кронштадт, Якорная площадь, 2А
Время работы: ежедневно с 11:00 до 18:00, касса до 17:30,
выходной день — среда; в летний сезон — без выходных
Есть ещё одна площадка в составе городского музея Кронштадта. На мой взгляд, самая интересная, обладающая громадным потенциалом в плане развития музея. Это Петровский док. Тот самый, к проектированию и строительству которого приложил руку император Пётр I.
Док огромный: в нём одновременно могут стоять на ремонте до десятка кораблей. Больше десяти лет док стоит без работы, более того он в аварийном состоянии и ожидает реставрационных работ. Разработан проект приспособления дока под музейное пространство. Дело, как всегда, в малом - найти финансы. Петровский док, а с ним музей, город ждёт спонсоров и инвесторов.
Участники встречи заглянули на доковую территорию, с помощью специалистов разобрались, как действовала система гидросооружений Петровского дока, представили, как здесь может быть классно, если музейный проект осуществится. Что планируют сделать?
Док петровской эпохи и прилегающую к нему территорию предполагают обустроить и сделать пригодной для комфортных и познавательных прогулок. Стеклянный купол накроет гидротехническое сооружение сверху, внутри разместят поднятые со дна Балтийского моря старинные корабли. Красота же, согласитесь))) Хочется надеяться, что красота осуществимая.
А пока доковая территория на замке, в целях безопасности доступ для широкой публики закрыт (к сожалению, были несчастные случаи). Правда, посмотреть на грандиозное гидротехническое сооружение петровской эпохи можно с территории парка «Патриот». Отсюда открывается вид на «крест-канал» с доковыми отсеками, видны сохранившиеся механизмы и вороты, перекрывающие шлюзовые камеры.
Сотрудники Музея всегда рады видеть гостей на своих экспозициях, кроме того в музее можно заказать экскурсии (обзорные, тематические, пешеходные, автобусные) по Кронштадту с осмотром основных достопримечательностей. Подробности здесь.
Другие статьи о музеях Петербурга:
Музей памяти жертв нацизма
Фермерский дворец в Петергофе
Музей метрополитена
Другие статьи моего канала доступны здесь. Добро пожаловать))) Добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.