Публикацию о творческой встрече с концертирующим музыкантом и педагогом Екатериной Мочаловой начну с... разговора, который состоялся у меня в 2009 году в Цуффенхаузене, в библиотеке музея "Порше". Затронутые там вещи пересекаются с тем, что говорила в Саратовской консерватории Екатерина Мочалова.
Будучи студентом консерватории, я взял старый учебник немецкого и самостоятельно, по 8 часов в день, учил язык на истории Porsche. Сразу после выпуска из консерватории в июне 2009 года, я написал в музей этой марки, что буду в Германии и мне нужно посетить завод. Они меня приняли. Назначили время в холе музея. Оттуда отвели на завод. Экскурсия по производству состоялась. Я был один из России, остальные 4 - немцы.
Тогда только-только Porsche Panamera появлялась, она ещё была в полукамуфлированном виде. В окрестностях Цуффенхаузена (недалеко от Штутгарта) уже ездили предсерийные экземпляры и к ним даже нашей группе нельзя было подходить. Элементарно машина стоит на улице, но они следили за тем, чтобы мы не подходили к ней и не посмотрели, что внутри. После посещения завода я подошёл к охране на пропускном пункте Porsche Platz 1. А там завод и внутри во дворе, собственно говоря, центральный офис. Передо мной охрана, шлагбаумы... Я подошёл и сказал, что энтузиаст и изучаю, у меня есть свои работы по "Порше" и может ли кто-то из их сотрудников меня принять просто для разговора. Я не журналист. Просто выпускник Саратовской консерватории, который говорит на немецком про "Порше" и мне это интересно.
Они оформляют мне пропуск и ведут в кабинет через вереницу "Панамер", которые там стояли. Я их видел тогда вблизи совсем! Меня привели в кабинет в Хансу-Герд Боде. Он чуть позже стал одним из руководителей пиара Porsche на глобальном уровне. Мы с ним долго беседовали на тему работы, подхода к тому, как нужно изучать какие-то предметы, вещи. Обсудили мои работы. Он сказал своё мнение, ознакомившись с ними. В частности, обратил внимание на то, что я ламинировал каждую страницу и для него это было одним из показателей внимания к деталям. Он подчеркнул, что я делаю это даже несмотря на дороговизну - ламинировать каждую страницу работы. Да, именно так - дороговизну, представляете?!
Так как показанные работы касались исключительно классических моделей середины 20 века, господин Боде решил направить меня к одному из сотрудников архива, чтобы я их там тоже показал. Он написал специальную бумажку. Говорит: "Сходите и к нему, он ещё на эту тему дополнительно интересные вещи Вам скажет". И я иду в музей, захожу туда, мне сразу же выдают талон, на котором выбито: "0 Евро". Бесплатный вход. Меня ведут наверх в их библиотеку - там архивная информация подана, в том числе, в потрясающем мультимедийном стиле на специальных электронных стендах. И мы, в окружении большого числа читающих молодых людей, начинаем беседовать. Имя моего собеседника я, к сожалению, уже не помню... Он очень многое мне дал в подходе к делу. Меня интересовал именно подход к изучению материала и возможность совмещения работы с продолжением музыкальной учёбы. Он говорит так: "Представим ситуацию. Вот сейчас Вы являетесь студентом и продолжите обучение на следующих ступенях образования. У нас система наша построена таким образом, чтобы эти 2 вещи не соприкасались. Немыслимо представить, что Вы работаете в том же "Порше" и параллельно поёте в опере, скажем. Это 2 совершенно несовместимые вещи. Либо Вы полностью учитесь, либо полностью работаете. В этом суть".
- Это первый момент. Теперь второй. Если представить ситуацию, Вы приходите и говорите, что написали 2, 3 или 10 работ. Например. Это одно. Но другое дело, если Вы приходите и говорите: "Я написал 122 работы и хочу узнать, как можно себя реализовать". Это другой уровень - тот, который интересует руководителей, непосредственно. То есть, вопрос не только глубины знаний, но и того объёма, который Вы можете давать. Но при этом обязательно должна быть погружённость в работу без примеси ВУЗа, обучения. А для того, чтобы это состоялось, чтобы Вы могли писать 122 работы, а не 2, 3 или 10, необходима чётко поставленная школа. Если её нет, то, соответственно, не получится и работа. Вы сами являетесь организатором того, что у Вас происходит. Можно всё организовать за Вас, но тогда Вы не будете прогрессировать.
27 января 2020 года, в рамках творческой встречи со студентами и педагогами Саратовской консерватории, Екатерина Мочалова сказала, по сути, то же самое, в чём я её ОЧЕНЬ поддерживаю. Она отметила, что сейчас студенты все так заняты. Просто страшно заняты. Приходится под них всё время подстраиваться. Говорят: "Вы знаете, я сегодня не могу. У меня работа, а у меня концерт, а у меня ученик, а у меня спектакль". В итоге, некоторые так и не осваивают профессию на высоком уровне, а порой и вовсе уходят из неё. Екатерина Николаевна подчеркнула, что у студентов сегодня огромное количество возможностей, но не стоит распыляться. Надо, как ей всегда говорил Вячеслав Павлович Круглов (её педагог), бить в одну точку. И вот он совершенно прав. В период образования нельзя упускать ни минуты в использовании ресурсов отечественного ВУЗа, потому что после его окончания будет сложнее восполнять пробелы знаний.
ЕМ: "Поверьте, что столько времени для занятий, как сейчас, у вас не будет никогда в жизни. Чем старше вы становитесь, тем всё больше и больше на вас задач, проблем и всего остального наваливается и потом думаешь: "Что же я терял время?!"
ЕМ: "Поэтому, сейчас мой вам совет: не теряйте ни минуты. У вас сейчас золотое время. Ваша задача - взять от вашего педагога всё. ПОМОГИТЕ педагогу вас научить. Как можно больше делайте сами. Чем больше вы выполняете дома, тем быстрее у вас будет прогресс. И как можно больше нужно играть, причём не только тот репертуар, который вам задаёт ваш педагог".
Екатерина Мочалова сделала акцент, что сейчас у домристов остро стоит проблема что играть. Основную часть репертуара составляют переложения, которые исполняются на всех инструментах. Оригинальной музыки для домры создаётся не так много. Екатерина Николаевна высказалась, что домристам необходимы собственные исполнительские идеи и работа в сотрудничестве с композиторами, ведь сейчас очень благодатное время для народных инструментов - они всё чаще представлены на крупнейших фестивалях России. - Я считаю это нашим достижением, - сказала Екатерина Мочалова.
ЕМ: "Пока вы учитесь, как можно больше читайте и слушайте. Ходите на концерты. Сейчас вы - счастливое поколение. Когда мы учились, не было Интернета. И чтобы послушать 3 концерт Рахманинова, нужно было идти в фонотеку, искать карточку. Находишь номерочек, идёшь к тётеньке, даёшь ей вот эту вот заявочку. Она выдаёт наушники, синей изолентой перемотанные. И один раз в одном исполнении слушаешь. А сейчас стоит только набрать в поисковике... Это же счастье! В ваших руках очень много возможностей и ваша задача их не упустить. Сейчас время сжимается. Если раньше мы учились 5 лет, то сейчас уже 4. У нас всего 1-2 места на специалитет, остальное - бакалавриат. А год - это очень заметно. Его не хватает. К 4 курсу начинаешь только-только понимать, а тут взяли и отрезали".
ЕМ: "Наши инструменты молодые. То, что у нас нет репертуара это, с одной стороны, проблема, а с другой - огромный плюс, потому что поле для творчества и экспериментов очень широко. Вы можете пробовать играть всё, что угодно. По крайней мере дома можно играть вообще всё. Потом репертуар вы можете выносить на экзамены... И из этого могут проявиться какие-то находки, открытия. И как можно больше расширяйте кругозор. Музыкант - это не только урок специальности. Работа над репертуаром для домриста важна ещё и для того, чтобы нас не ассоциировали только с фольклором. Потому что есть стереотип: если народники, то обязательно это "Коробейники" и "Светит месяц". Нужны формы, подходящие под разные форматы. Надо искать, подбирать музыку и составы. Не бояться сочетать домру с самыми разными инструментами".
ЕМ: "Вообще, наш инструмент бурно развивается и каждое десятилетие это прорыв. Сейчас, мне кажется, идёт активное внедрение домры и в классические фестивали, и в программы с симфоническими, камерными оркестрами. В джазе домра также появляется".
Вопрос из аудитории: "А вот касательно репертуара. Сейчас есть современные композиторы, которые пишут для домры: Подгайц, Зайцев, Дормидонтов. Кто-то ещё есть и что-то новое написано?"
ЕМ: "Недавно Александр Владимирович Чайковский написал масштабный концерт для домры и симфонического оркестра. Там даже на домре смычком нужно играть в одном месте. И надо сказать, что я исполняла этот концерт с оркестром и без микрофона. Композитор настолько интересно оркестровал, что подзвучка не нужна. Удивительно! Ефрем Подгайц написал "Времена года в Москве" - концерт для домры. Мне очень нравится как домра звучит со струнными. Тембры не смешиваются. Не скажу, что это новое, но интересное звучание. По моей просьбе Ефрем Подгайц написал концерт для домры и виолончели, который прозвучит в ноябре на фестивале "VIVACELLO". Михаил Борисович Броннер написал концерт с названием "Предлагаемые обстоятельства". Он прозвучит на фестивале "Московская осень". Сергей Михайлович Слонимский написал "Романтическое рондо с плясовым финалом" по просьбе Натальи Николаевны Шкребко в Санкт-Петербурге. Она играла это сочинение".
Вопрос из аудитории: "Сейчас многие произведения создаются при активном участии солистов. Они выступают как редакторы, заказчики и первые исполнители. Как складывается взаимодействие с композиторами? Оно продуктивно, нужно ли?"
ЕМ: "Это очень интересно. Наша задача - всех композиторов влюбить в домру. И в наши народные инструменты. Почему в своё время никто не обратился к Прокофьеву, Свиридову, Гаврилину, Стравинскому?! Это упущение, мне кажется".
ЕМ: "У вас здесь всё рядом, прекрасный зал, прекрасное общежитие в двух шагах просто. Занимайтесь! Я не знаю, как с классами в Саратовской консерватории, но вот знаете, я вам просто завидую. Потому что когда я училась, с классами у нас были сложности. Чтобы позаниматься, нужно было вставать где-то в 5 утра, доехать до Академии на метро, простоять в очереди, взять класс и вот может быть до 9 утра ты 2 часика позанимаешься. И потом только вечером с 8 до 10. Тоже если повезёт, если всех растолкаешь. А у вас всё рядом и доступно - это же счастье!
Из аудитории: "Насколько я знаю, Вы были первым исполнителем Славянского концерта Цыганкова".
ЕМ: "Да, мне повезло".
Из аудитории: "И так сложилось, что у нас почти половина студентов его играют полностью или по частям. Дадите совет, чтобы это произведение прозвучало? Там же и драматургия заложена и каждая часть названа не просто так, особенно третья, где использовано очень много русских тем. Есть ли какой-то скрытый в них смысл? Что говорил Александр Андреевич? Что-то вот именно с образной точки зрения".
ЕМ: "В вечер премьеры Александр Андреевич не смог быть. Совпало с его гастролями - он в тот день только возвращался из Японии. Если говорить об исполнении, то есть ряд типичных вопросов, когда я его слышу на конкурсах... Во-первых, нужно понимать, что за темы, о чём они. Что все эти песни, цитируемые в концерте - они разные. "Ты воспой соловейка" - не плясовая, а о том, что соловейка по чужим садам летал и голос потерял. То есть, песня с очень глубоким смыслом. "То не ветер ветку клонит" вообще трагичная... И ещё, все увлекаются виртуозной стороной. Концерт действительно очень виртуозный, но иногда из-за этих быстрых темпов теряется смысл. Не нужно пассажи играть как упражнения, делать акцент на виртуозность. Их тоже нужно обязательно пропевать и играть более осмысленно, наполненно. Как монолог где-то, даже. Там есть тема "Месяц на небе". Она не должна звучать одинаково в начале и конце. Это мне говорил автор произведения. Это было его пожеланием. В коде эта тема должна звучать отстранённо, как на мёртвом поле; как будто вы её слышите откуда-то издалека. Она тогда и по форме, мне кажется, сразу собирается, и драматургически выстраивается".
ЕМ: "Поэтому первое, что я могу порекомендовать, что мне говорил и Александр Андреевич, это очень глубоко изучить, что за темы использованы в "Славянском концерте". Он долго их искал. Опять же, гуцульская песня "Как шумела лещина, как плакала дивчина". Напоминает "Танго" Пьяццолы, но она трагичная. И нельзя её играть только как плясовую, с улыбкой. Первую часть я рекомендую не играть очень быстро. Вот вы всю свою виртуозность и блеск покажете в третьей части. А первая должна быть глубоко прочитанной и осмысленной. Это касается и каденции тоже. Обязательно! Если говорить о второй части... О чём песня "Зорка Венера", кто знает? Это символ любви, которой уже не будет. Эта тема не играется быстро. Мне всё время хочется играть её как Элегию Массне - очень тихо и нежно. Больше легато. Это тоже Александр Андреевич говорил, я вспоминаю его слова. А вот в финале - образ России, нужно наполнить зал широтой души, плясовым характером. Но опять же, виртуозный элемент - вторичен, это ремесло, не нужно делать на нём акцент. Даже в самых быстрых пассажах играйте музыку, наполняйте её собой. Будьте музыкантами, а не ремесленниками - и тогда слушатели обязательно снова придут к вам на концерт".
Материал подготовил Аслан Антонов. Фото: Анастасия Белова, Porsche AG, Аслан Антонов