Найти в Дзене
JUG Ru Group

Как и зачем разработчику создавать личный бренд

Оглавление

Зачем разработчику личный бренд? Потому что чем лучше человека знают в индустрии, тем проще ему устроиться на работу мечты. Значит, это помогает и больше зарабатывать, и работать над интересными задачами. И ещё привлекать других интересных людей работать в твоей команде.

На нашей конференции для мобильных разработчиков Mobius о развитии личного бренда рассказывал спикер Барух Садогурский из компании JFrog. Можете прочитать наш вольный конспект главных мыслей, а можете посмотреть всю видеозапись доклада целиком.

1. «Слово-то какое мерзкое»: что вообще такое персональный бренд?

По сути, это какая-то роль, которую вы играете. Мы все в жизни немножко актёры, отыгрывая разные роли — например, гендерные. И эта роль может хорошо продаваться. Ещё Наполеон Хилл, прародитель всех современных «self-help books», говорил: «ребята, вы сами — это ваш главный актив, продавайте самих себя».

-2

Конечно, для успешного персонального бренда недостаточно играть успешного человека. Нужен тот смысл, который вы будете продавать — в данном случае это ваши профессиональные навыки. Навыки и признание работают вместе. Но конкретно в этом докладе мы говорим о втором.

2. Как понять, какая роль моя?

Ну хорошо, мы все играем роли. А как понять свою роль, чтобы дальше её усиливать и подчёркивать?

Обратимся к Карлу Юнгу, который придумал идею архетипов — врождённых идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. У нас есть разные архетипы людей, чем-то похоже на знаки зодиака,

А в книге «Герой и бунтарь» Маргарет Марк и Кэрол Пирсон написали о том, как архетипы Юнга можно использовать в маркетинге. Например, хотя между шоколадными батончиками разница небольшая, у Snickers образ «бунтаря», у Bounty — «райское наслаждение», а KitKat можно описать словом «playful».

-3

Есть 12 известных архетипов, и нужно подумать или спросить хорошо знающих вас людей, чтобы понять, какой из них ваш. Вы шутливый или серьёзный человек? Вы теоретик или больше практик? Стратег или тактик? Вам важнее технологии или процессы? Выбирайте свой, только не будьте говнюком, потому что главный принцип персонального бренда — always be nice.

Когда вы подчёркиваете свой архетип, это не лицемерие, не фальшь и не игра на публику. Это то, кто вы уже есть на самом деле.

3. Как бороться с синдромом самозванца и прокрастинацией

Синдром самозванца, который говорит: «Я ничего собой не представляю, поэтому не достоин» — серьёзный барьер на пути к построению персонального бренда.

На самом деле это когнитивное искажение, словно вы сели в поезд, поезд начинает ехать, а вам кажется, что едет перрон. Нам тяжело понять, что на самом деле меняемся мы, а не окружение, поэтому мы недооцениваем свои достижения. Когда что-то для нас переходит из категорию «сложно» в категорию «легко» (например, выступить на митапе), мы не ценим это и не осознаём, что мы выросли. Нужно понять, что на самом деле любое такое изменение — это круто, и мы молодцы.

-4

Следующее большое препятствие — прокрастинация. Есть совершенно идеальное решение, если вам хочется прокрастинировать, а не работать: просто делайте это умно и читайте Максима Дорофеева.

Вы всё равно не будете работать, но по крайней мере будете бороться с прокрастинацией, прокрастинируя. У Дорофеева есть множество способов, которые реально помогают что-то начать делать.

Как сказал Вольтер, «Лучшее — враг хорошего» (есть также хорошая англоязычная формулировка: «Better done than perfect»). Если пытаться спланировать идеально — будете планировать до пенсии, поэтому нужно просто делать.

4. Как и с чего начать — три варианта для старта

Окей, вы вдохновились и жаждете конкретных действий. Что делать-то?

Выступите на митапе

Локальный митап даст боевой опыт на сцене малой ценой. При этом «падать не больно»: даже если вы выступите неудачно, все 30 человек на митапе забудут о вашем фиаско уже на следующей неделе. А стоит выступить удачно, как вас заметят и позовут куда-то ещё.

В первые разы лучше иметь дружественную аудиторию в зале, поэтому возьмите с собой кого-то (например, коллег), кто будет улыбаться с первого ряда.

Пара советов:

  • Материал для выступления берите из того, что делаете на работе. Если у вас синдром самозванца и считаете, что не делаете ничего интересного — спросите у коллег, окажется, что они со стороны в вашей работе видят интересное.
  • Дружественный митап надо найти, поэтому откликайтесь на множество. Спрашивайте совета, объясняйте, что вам тяжело.
  • При первом выступлении лучше выступать на митапе вторым по очереди. Меньше ответственности независимо от того, как прошел первый доклад: если был плохим — хуже уже не будет, если очень хорошо — теперь зрители довольны и даже плохой доклад их не расстроит.
  • Устройте брейншторм с коллегами и организатором.
  • Просите помощи с презентацией у организатора митапа. Им абсолютно нечего делать, кроме как помогать вам!
  • И главное — много репетируйте с коллегами и организаторами. Как минимум, раз 10 — 3 с коллегами, 3 с организаторами, остальные — с друзьями и детьми. Если даже дети всё поняли, у вас отличный доклад.

Идите в подкаст

Их выбор не меньше, чем митапов. Что вы получите:

  • Реальный боевой опыт. Если есть опыт выступлений в подкасте, вас слышали тысячи человек — это очень крутой шаг к персональному бренду.
  • Дёшево: вообще ничего не стоит, просто подключайся.
  • Дружественная атмосфера — ведущие хотят, чтобы вы рассказали о чем-то нормально, поэтому будут с вами всё обсуждать.

Для подкаста отлично подойдет материал с митапа: если ходили, отлично, если нет — посмотрите, как искать материал для митапа, сработает и для подкаста. Разошлите абстракт и запись митапа по всем подкастам, напишите всем, что вы хотите в подкаст — кто-нибудь обязательно пригласит, потому что подкастов много и все будет хорошо.

Созвонитесь заранее, обсудите вопросы и не стесняйтесь. Если вам не сказали вопросы заранее, попросите их и подготовьте ответы, потому что не все могут импровизировать.

Или вообще запишите свой подкаст — об этом позже.

Станьте ведущим группового Twitter

В разных IT-областях они свои — например, у мобильной разработки @mobileunderhood. Это твиттер, который каждую неделю ведёт кто-то другой. Опять же рассылаете предложения поучаствовать и немного рассказываете о себе.

Плюсы:

  • Это реальный боевой опыт.
  • Это бесплатно
  • Эти обязательства всего на неделю.
  • Оно работает!

Советы:

  • Несмотря на короткий формат, надо подготовиться заранее,.
  • Как минимум 4-5 твитов в день надо закинуть в расписание, продумать, в какой день о чем будете говорить и подготовить заранее твиты — это очень важно для успеха.
  • Заранее показать материал коллегам, потому что если увидят ошибки — заклюют.
  • Не ввязывайтесь в срач, если только не умеете специально. Желательно не ввязываться в него без подготовки — помните: always be nice.

5. Как «всегда быть nice»

Может, для брендов плохого пиара и не бывает, но для персонального плохой пиар — это очень плохо. Можно хайпануть на чем-то, а потом вас выпилят из всех активностей, потому что никто не хочет иметь дела с людьми, замаравшихся в плохих вещах.

Люди могут обижаться на вещи, которые другим кажутся совершенно нейтральными — из-за наших культурных отличий. То, что в России кажется «обычным код ревью», для других выглядело бы страшно токсичным.

Поэтому нам нужно переходить к конструктивной критике. Ким Скотт, которая была руководителем в Google и Apple, тренирует руководителей по технике Radical Candor (радикальная откровенность). Это означает, что не надо говорить «всё прекрасно» и критиковать, но не надо и сваливаться в агрессию.

-5

Чтобы оказаться в этом сегменте, задайте себе вопрос: для кого вы что-то говорите? Если для себя, лучше не говорите ничего. Всё, что вы пишете и говорите, должно нести пользу кому-то другому.

6. Зачем нужен Twitter и как его вести

Twitter считается токсичной помойкой, но на самом деле нам нужно туда идти, там хорошо. И вот почему:

  • Просто начать — написать твиты по 140 или 280 знаков не очень сложно
  • Не больно падать — даже если не пошло, те три фолловера про вас забудут без ущерба.
  • Хорошее техническое сообщество, лучшее обсуждение по делу и лучше продвижение вашего бренда в техническом смысле.
  • Хорошие инструменты: в отличие от других соцсетей, можно обойти алгоритмическую ленту.
  • Реально прекрасно работает на личный бренд!

Как стать твиттер-гуру за 5 минут:

  • Нужен органический рост подписчиков за счет интересного контента и промоушена в рамках профессионального бренда.
  • Нужно создать интересный фид для своих подписчиков.
  • Не забывайте продвигать свой хэндл и везде его пихайте. Даже на каждом слайде.

Как создать интересный фид для подписчиков:

  • Посмотрите у других, кого фолловить.
  • Ретвитьте интересные твиты, это хорошее начало, их видят ваши подписчики.
  • Ретвитьте с комментариями — вам нужно показать, что вы тоже есть, а вместо оригинального твита начинают видеть вас.
  • Оригинальный контент — после того, как обтесались, пишите сами.

За полгода по этой схеме можно набрать 1250 подписчиков.

-6

Для работы используйте Tweetdeck — там есть списки, мьюты и сохраненные поиски. Можно тонко настроить список, например, по тематикам. Или замьютить тех, с кем хочется поругаться — но нельзя. Помните: always be nice.

По-моему, Хабр нынче не торт, там стало совсем токсично и горазды заминусовать толпой. Если хотите вести блог, я бы назвал альтернативой Dev.to — похоже на Medium, но без его проблем.

7. А что писать и как?

Рассказывайте о боевом опыте. Если хотите писать в блог, нужно много разных историй, это тяжелее, поэтому чаще советуйтесь с коллегами.

Чтобы о чем-то рассказать, брейнштормите с коллегами и придумайте арку повествования. Как известно благодаря книге Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», все истории в мире по сути своей одинаковы: это история героя, который куда-то пошёл и с ним что-то случилось.

Когда мы пишем в блог, твиттер или рассказываем на конференции, структура не меняется: выходим из зоны комфорта (поставили задачу что-то сделать), страдаем (пробуем разные варианты, не получается), триумф (всё получилось, вот чему научились).

-7

Как писать:

  • Кодом не испортишь технический блог — много кода, чем больше, тем лучше.
  • Мемы!

8. Введение в мемасологию

Как сформулировал Ричард Докинз в книге «Эгоистичный ген», мем — значимая для культуры и единица информации, которая (как и ген) распространяется. Если картинку используют 100500 раз — она мем, и значимая для культуры. Надо понимать, как это работает.

  • Большинство мемов смешные и разбавляют сухой материал юмором
  • Вы передаете информацию в запоминающей форме
  • Легко продвинуть персональный бренд: его частью может стать то, что вы очень крутой в мемах.

Но с мемами надо осторожно — они меняются и нужно быть всегда на одной волне с читателями. Иначе можно выглядеть отставшим бумером. Этот тезис тоже можно проиллюстрировать мемом:

9. Не стесняйтесь копипаста — и вообще, запишите подкаст!

Не стесняйтесь повторять материал в разных форматах: написали статью в блог — сходите с материалом на митап, конференцию, запишите подкаст, выложите на YouTube. И начните писать свой подкаст, потому что это надо делать.

  • Говорить — не мешки ворочать. Это несложно.
  • Материал у вас уже есть.
  • Это хороший инструмент для слушателей, которые могут потреблять подкаст за рулем, в пробках, в метро, на пробежке.
  • Это реально работает!

Минусы — подкастов уже слишком много.

Что нужно для подкаста:

  • Много материала
  • Постоянство
  • Качество звука. Хорошие микрофоны Yeti, Rode, Pocaster около $100-200. Это разовое вложение, которое пригодится и когда будете ходить в другие подкасты.
  • Записывать можно в Zoom. Из дорогих — Belive.TV, Zencast.
  • Обрабатывать необязательно, если хороший микрофон и софт.

10. Подводные камни

  • Несмотря на то, что вы милашка и вас любят, может обнаружиться какая-то фишка, которая кого-то унижает и обижает. Например, говорят, что у Владислава Козули токсичный бренд, а его шутки про Яндекс обижают. Хотя он очень далек от токсичного бренда!
  • Даже если мы оседлали конька и что-то делаем хорошо, нужно чувство меры.
  • Нужно стараться никого не обидеть. Это гарантированно не получится, но если помнить про принцип always be nice, будет лучше получаться обижать меньше людей.
  • Задумайтесь, на чью репутацию вы работаете — свою или своей компании. Пострадает ли ваш личный бренд, если вы уйдете?

11. А где профит?

И напоследок — про выгоду, которую получаете от бренда:

  • Персональный бренд — это хорошо, вас не спешат уволить.
  • Вы на виду рекрутеров и может быть даже у инвесторов.
  • Очень много новых знакомств, некоторые из них полезные.
  • Выгораешь меньше, потому что делаешь интересные вещи.
  • Можешь позволить себе делать то, что интересно тебе.
  • Бренд, как деньги, строит сам себя — это снежный ком, и в какой-то момент тебя все узнают, везде приглашают и всё катится само по себе.

И напоследок. Мы скоро проведём целый ряд онлайн-конференций для самых разных IT-специалистов, от Java-разработчиков до тестировщиков. Если хочется в будущем улучшать свой личный бренд выступлениями, то посетить конференцию может быть вдвойне полезно: не только получить полезную информацию по своему профилю, но и понаблюдать, как выступают другие.