АВТОВАЗ один из долгожителей отечественного автопрома, который продолжает производить автомобили, держа лидерство на российском рынке. За это время АВТОВАЗ успел посотрудничать с автобрендами-гигантами: FIAT, Porsche, Chevrolet, Renault, Nissan и Datsun. В 1976 году был образован музей, который стал собирать коллекцию. За 44 летнюю историю накопилось более 70 экспонатов. О наиболее интересных расскажу сегодня в подробной статье.
Где находится
Музей находится на открытой территории в учебном корпусе АВТОВАЗа. Если повезет, то можно найти свободную парковку вблизи входа. Главное не припарковаться под знаком - иначе посещение музея продолжится поиском авто на штрафстоянке.
Координаты парковки: 53.552425, 49.270403
Парадных вход в музей находится слева от центрального входа в учебный корпус. Если будет закрыто, то можно будет пройти и через основной вход.
Вход бесплатный для работников АВТОВАЗа и дочерних обществ предъявлении пропуска. Для другой категории лиц - 150 рублей. #режим работы не из простых для запоминаний. Обидно, что в воскресенье все будет закрыто
Воскресенье: Выходной
Понедельник: Выходной
Вторник - Пятница: 10:00 - 17:00 с перерывом на обед 12:15 - 13:00
Суббота: 9:00 - 17:00 с перерывом на обед 12:15 - 13:00
Музей АВТОВАЗа
Выбрана стандартная концепция для музея от прошлому к будущему.
Заходим в музей. Рекомендую игнорировать сувенирный магазин. Наиболее интересный находится на первом этаже в здании заводоуправления (синяя высотка).
Первый мини-зал посвящён строительству автогиганта. На огромном плакате можно оценить масштабы стройки, которую начали в 1967 году, а уже в 1970 с конвейера сошли первые автомобили.
Памятный ключ в честь первого кубометра земли в январе 1967.
Логично, что экспозиция начинается с первого автомобиля ВАЗ 2101. В то время музея не существовало, поэтому все первые автомобили сразу реализовывали через торговую сеть. Только в 80-е на #автовазе задумались о музее и, что не плохо было бы найти первый автомобиль. В итоге нашли владельца, который купил авто из первой партии в 1970 году. Спустя 19 лет эксплуатации #ваз 2101 появился в музее.
Говорят, что даже не было никаких торжеств с выпуском первого авто, как организовывают сейчас. Поэтому уже потом организовали постановочный выпуск первого автомобиля для прессы.
По соседству с ВАЗ 2101 стоит его итальянский родственник FIAT 124. Именно по итальянской лицензии на свет появились отечественные «копейки». Отличия можно поискать прямо в музее.
Второй автомобиль, который достался АВТОВАЗу по лицензии - ВАЗ 2103. В музей попал образец первого миллионного автомобиля.
Кстати, это станет постоянной традицией освещать автомобили «миллионники». В наше время недавно вышел пресс-релиз с выходом 30-миллионного автомобиля, который пришёлся на LADA Granta.
От первых автомобилей переходим к экспозиции «девятого» и «десятого» семейства.
Автомобиль из первой партии семейства «Самары» 1984 года сборки. Родоначальник переднеприводных автомобилей LADA, созданный совместно с концерном “Porsche”
По соседству стоит ВАЗ 21099, на который нанесли фамилии всех сотрудников на 1991 год в рамках празднования 25-летия завода.
Чтобы найти родственников или друзей можно воспользоваться схемой расположения производств на автомобиле
Следующий экспонат ВАЗ 2110 практически ручной сборки с кожаным и замшевым салоном. Одна из первых попыток АВТОВАЗа пересадить чиновников в бюджетный, но улучшенный автомобиль
Этот образец готовили к презентации президенту России Б.Н. Ельцину и членам Правительства в 1994 году. Президент проехал на автомобиле несколько сотен метров.
По соседу с ельцинской десяткой стоит другой президентский автомобиль - знаменитая Путинская Калина Спорт. На желтой Калине он прокатился в 2010 году на открытии трассы Чита-Хабаровск.
Автограф Путина никак не охраняют и скоро полностью исчезнет.
Между автомобилями в стендах много интересных деталей. Вот история автомобильных логотипов.
Небольшой участок с Нивами
Автомобиль из первой партии. Обратите внимание на протектор резины
Нива, которая поработала в экстремальных условиях Антарктиды. Правда за 10 лет слишком маленький пробег в 10 тыс километров.
Автомобиль LADA 2123, который должен был стать рестайлингом классической Нивы (LADA 4x4), но из-за кризиса в конце 90-х для запуска проекта привлекли американский концерн GM. После чего автомобиль всем стал известен как Chevrolet Niva.
В другой части зала уже знакомые автомобили. Правда они не простые, а первые, сошедшие с конвейера.
Первая #lada granta 2011 года
Первый LADA Largus, который стал также первым совместным продуктом Альянса "Рено-Ниссан-АВТОВАЗ". В других странах известный как Дачия Логан
В конце зала небольшая композиция с силовыми агрегатами и трансмиссиями АВТОВАЗа и Альянса.
Первая часть изучена. Через коридор идет во второй зал
Между первым и вторым залом есть небольшая "кишка", куда поставили "лишние" автомобили. Иначе логика расставки мне не понятна.
Из интересного здесь спрятан единственный экземпляр рестайлинговой Самары. Посмотреть на "четырку" в заводском виде - это как переместиться в прошлое.
Во втором зале в глаза бросается "синяя копейка". Это совсем свежий экспонат 1975 года выпуска. ВАЗ 2101 совсем недавно совершил кругосветное путешествие с чехами за рулем, преодолев 48 500 км и 26 границ, побывав на четырех материках.
По соседству стоит LADA 2107. Это последний автомобиль, выпущенный в 2011 году. С уходом этой модели ушла эпоха заднеприводных автомобилей на АВТОВАЗе.
Рядом последняя «шестерка» ВАЗ 2106, собранная на АВТОВАЗе в 2001 году. Самый массовый вазовский автомобиль и в единственном экземпляре в музее.
Попытка сделать из #Нивы Пикап. Скорее всего модель была создана в период передачи проекта американскому GM, поэтому инжиниринг продолжал патриотично использовать ладью на прототипах. Не на решетке радиатора, так на капоте. Уникальный случай для автомобиля - иметь сразу два логотипа. #авто на дизеле и смотрится интересно, но американцы в серийную жизнь ее не взяли.
Единственный вазовский минивен - LADA Надежда. Она даже выпускалась мелкосерийно. В музее представлена ее прокаченная версия LADA Менеджер, которая так и не пошла даже мелкосерийно.
Электрическая LADA ELLADA, собранная на базе LADA Kalina. Почему-то на госномерах, наверное, автор экспозиции хотел подчеркнуть красоту зеркального номера. Автомобиль явно попал на черную полосу. Сначала Руслан Белый жестоко высмеял автомобиль в одном из выпусков Камеди Клаб. Затем губернатор Ставропольского края после тест-драйва прототипа LADA ELLADA захотел закупить для такси 100 автомобилей, не задумываясь о том, что в его округе отсутствуют заправки и какая-либо инфраструктура. В итоге получилось все очень грустно. #автоваз произвел эти 100 автомобилей, которые имели очень высокую себестоимость из-за дороговизны батарей. Тем временем в регионе сменился губернатор. Новая администрация отказалась закупать электрические авто, которые в итоге оказались никому не нужны.
Первая серийная LADA Kalina 2004 года. Вместе с ее выпуском запустили новое производство Калина, на которой сегодня выпускается Datsun и #Granta
В конце 90-х автогигант подготовил рестайлинг LADA 2107 , который был показал на Московском автосалоне в 2002 году. Но задний привод уже был никому не интересен. Все внимание уделялось переднеприводному автомобилю, поэтому концепт отправился в корзину. Модель получилась интересная, но с опозданием на 10 лет точно.
Концепт LADA C - последняя самостоятельная разработка АВТОВАЗа до вступления в Альянс с французами. Ну почти самостоятельная. Концепт был разработан с канадской компанией Magna, которая никогда не занималась разработкой дизайна автомобиля. В ее портфеле лишь отверочная сборка иномарок. Внешне автомобиль получился уникальным, а внутри это гибрид из комплектующих от Ауди, БМВ и Мерседеса.
Еще один концепт, который мог бы перевернуть историю модели - Ока-2 (2003 год). Сотрудники музея специально поставили рядом первую Оку, чтобы можно было увидеть существенные перемены: просторнее, длиннее, шире, выше. Автомобиль по габаритам приблизился к новинке того времени "Калине", наверное из-за этого проект с Окой-2 заморозили.
Следующий концепт очередная попытка сделать из бюджетного автомобиля - премиальный автомобиль. Для этого создали Roadster без крыши, сиденьями от рекардо, но с дешевым пластиком и комбинацией приборов от Калины - абсурд!
Кто-то скажет, что дальше стоят привычные Vesta и XRAY. Но на самом деле это не автомобили, а пластиковые концепты, которые были показаны на Московском автосалоне в 2014 году. Именно тогда был презентован новый "Х"-стиль, облик которого приобрели сегодня почти все Лады. Стоит отдать должное инжинирингу, что смогли почти все воплотить из концепта в металле.
Переходим в последний зал.
Гоночная LADA Vesta в наклейках главного спонсора - Роснефть. Что-то похожее когда-то видел по евроспорту на гоночных заездах WTCC
А 8 лет назад топливным спонсором был Лукойл. И вместо Vesta была Granta.
Шагнем еще на шаг назад в прошлое. Перед приходом Альянса "Рено-Ниссан", главным спорткаром АВТОВАЗа был LADA Revolution. Первый отечественный спорткар.
Если бы #АВТОВАЗ не продали бы французам, то Vesta выглядела бы примерно так. Уже начали собирать несколько прототипов "Проекта С" для испытаний, пока французы не заморозили проект. В результате Vesta стала выглядеть совсем по другому, но некоторые инжиниринговые решения из "Проекта С" перешли на Весту.
И снова почти знакомые автомобили, которые сегодня реализовываются через дилерскую сеть. Ценность придает то, что это первые XRAY, Vesta и Vesta SW Cross, сошедшие с конвейера. Отмечу, что почему-то почти сразу исчезли из производства рекламные цвета "Фреш" у XRAY и "Лайм" у Vesta. Рихтовщики не берутся за покраску из-за невозможности подобрать цвет.
Японцы на базе Lada Granta стали собирать что-то похожее, но под брендом Datsun. Первый экземпляр с автографами всех тольяттинских японцев передали музею.
Такая же история произошла и с первым собранным Renault Logan. Только автографов в разы меньше и их почти стерли.
Последний автомобиль в этом зале - юбилейная LADA 4x4. Лимитированная версия к 40-летию выпуска первой LADA 4x4.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые обзоры и маршруты по городам России и Европы