Читаю сегодня в ленте об интервью Министра просвещения РФ Сергея Кравцова «Российской газете». И сразу с первых строк: «Система ЦОС сделает видимыми и измеримыми все успехи и неудачи школьника: прогресс будет фиксироваться в так называемой цифровой биографии, которая будет объективно показывать, в чём школьник успевает, а в чём ему нужна помощь».
Может быть вы тут ничего нового и прорывного не увидели, но я дам тогда еще одну цитату еще одного уважаемого автора: «Школа - происходит от лат. schola, от др.-греч. σχολή «досуг; задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа». Исходным значением было «досуг», позже «непринуждённая беседа», а затем уже «место для беседы». «Место для беседы»… А мы знаем, что «рынки – это беседы» («The cluetrain manifesto»). Главной функцией школы должно стать обучение детей беседе и публичному самоописанию (как базе качественной беседы), то… есть… СТОРИТЕЛЛИНГУ.
До умения читать и писать ребенок должен погрузиться в труд самоописания и в представление результатов этого труда своей аудитории с обсуждением их, то есть, в «беседу». Все общие знания, которые давались раньше школьникам, должны подаваться современному ребенку с точки зрения этого самоописания и последующих бесед. Ребенок должен с 5 лет начать создавать свой СТОРИБАНК и уметь представлять свои истории из него на любую аудиторию…»
И тут возвращаемся к Министру просвещения и его словам, данным «Российской газете»: «Дети должны понимать: то, что они узнают на уроках, – это и про них тоже. Законы физики, знания о частях света и континентах, об устройстве общества, о своих правах и обязанностях, об экономике, о безопасности жизнедеятельности – всё это поможет ребёнку выстроить жизнь в современном техногенном мире. То есть в системе образования не должно быть «параграфов», «страниц» и «пунктов» – там должны быть умения для жизни, для будущей профессии».
Как по мне, если эти цитаты и направления мысли, заложенные в них интегрировать друг в друга, то получиться очень интересная, с точки зрения развития системы школьного образования, картина. Создание цифровых баз историй преодолений школьников. Их удач и неудач при этих преодолениях. Это и есть Сторибанк. Здесь полезен и процесс сбора таких историй самими школьниками (при наставничестве учителей-сторителлеров) и сама база, как бесценный материал для анализа, как частного, так и коллективного. Цель такого анализа не только тактическая (развивать то, что у школьника лучше получается и корректировать то, что вызывает трудности) но и стратегическая. Выявление предназначения каждого и его внутренних ценностей.
Опять цитата: «Современному выпускнику, чтобы он продолжил свое социальное развитие, необходимо будет иметь не аттестат о среднем образовании, с отметками по предметам, а «эгографию», составленную аналитиками «школьного Сторибанка» на материале тех историй, которые выпускник собирал все годы обучения. С получением такой «эгографии» бывший школьник автоматически становится игроком на рынке вакансий. Корпорации и учреждения будут волновать только две позиции из информации о возможном кандидате: личные ценности и предназначение…»
Кроме того, преподавание необходимых общеобразовательных предметов будет проходить концептуально по-новому. Как? Это тема отдельной статьи. Сейчас важно зафиксировать «Цифровые биографии – Сторибанки».