Найти в Дзене
КИНО_КРИКИ

Пересечение линии

Основные правила кинопроизводства для того и существуют, чтобы их нарушать.
Что бы вы ни делали, не пересекаете линию.

Камера может двигаться в зелёной зоне — тогда жёлтый персонаж будет слева, а синий справа. Если камера уйдёт в красную зону, они поменяются местами.
Камера может двигаться в зелёной зоне — тогда жёлтый персонаж будет слева, а синий справа. Если камера уйдёт в красную зону, они поменяются местами.

Основные правила кинопроизводства для того и существуют, чтобы их нарушать. И все же есть одно которое незыблемым, если вы хотите сохранить ощущение пространства и понимание того, как предметы или актеры расположены по отношению друг к другу. Если вы случайно пересекаете линию, география сцены нарушается. Эту закономерность называют правилом 180 градусов.

-2

Пра́вило ста восьми́десяти гра́дусов (на профессиональном жаргоне — «восьмёрка») — одно из правил в кинематографе и на телевидении, гласящее, что при монтаже сцен, в которых два персонажа общаются друг с другом, на склеиваемых монтажных кадрах камера во время съёмки не должна пересекать воображаемую линию взаимодействия этих лиц. Другими словами, точка съёмки и крупность плана могут меняться, но направление взгляда актёров на протяжении всей сцены должно сохраняться. На соседних планах, где актёры сняты крупно, их взгляды должны быть направлены навстречу друг другу и в те же стороны, что и на общих планах.

Правило 180 градусов применяется и в других типах сцен:

Персонаж, идущий или бегущий перед камерой, в соседних монтажных кадрах должен двигаться в одну сторону, иначе у зрителя создастся впечатление, будто человек идёт навстречу сам себе. Аналогично, если по сюжету разные герои сближаются, то на склеиваемых кадрах они должны двигаться в противоположные стороны.

Если автомобиль выехал из кадра вправо, в очередной кадр он должен въехать с левой стороны. Чтобы разорвать эту цепочку, приходится вставлять перебивочный план движения прямо на зрителя или от него.

В батальных сценах одна из воюющих сторон всегда слева, а другая справа, и т. д.

Сохраняйте перспективу.

Представте...вы сидите в театре и смотрите сцену, разворачивающуюся на подмостках. Ваша перспектива остаётся неизменной, потому что вы не перемещяетесь на другую сторону сцены. Если бы такое случилось, внезапное изменение в перспективе дало бы эффект пересечения линии. Это правило играет важную роль, когда наступает этап монтажа отснятого материала. Подбирайте последовательность кадров. Если ваш герой выходит из кадра направо, он должен зайти слева. В противном случае сцена будет выглядеть так, словно он разгуливает назад и вперёд, пока действие не переместиться в другое место и в повествовании не пройдет время.

-3

Есть множество примеров, когда режессеры намеренно нарушают правило 180 градусов, что бы создать ощущение дезориентации.Так, правило многократно нарушено в фильме Стэнли Кубрика «Сияние», в результате чего создаётся мистическая атмосфера. Интересно поступили во второй части «Властелина колец» с Голлумом: этот персонаж разговаривал сам с собой, при этом «хороший» Голлум смотрел влево, а «плохой» — вправо, при этом менялось лишь положение камеры, но не персонажа. В анимационном шедевре Сатоси Кона " Паприка" (2006) есть сцена, в которой персонаж ясно и прямо излагает правило линии, прежде чем сам фильм разносит это правило в пух и прах.

-4