Найти тему

Персы в истории Бухары и Самарканда

Персы (или ирани, как их называют местные жители) известны в Самарканде и Бухаре с глубокой древности.

Бухарская девушка в национальном наряде. Фото иллюстративное
Бухарская девушка в национальном наряде. Фото иллюстративное

В Бухаре у них есть еще один дополнительный этноним - Форсы. К этому этнониму персы Бухары были вынуждены перейти после шиитской резни 1910 года в Бухаре, чтобы избежать оскорблений.

Наиболее распространенными занятиями среди местных ирани были шелкоткачество (шоибофи), изготовление сластей (канноти), продажа пряностей и лекарств (аттори) и ювелирное дело (заргари) - Алиева Ф. Иранцы Самарканда // Общественное мнение. Права человека. 2001. № 1. (13). С. 125

По переписи 1926 года персы составляли 9,8 тысяч человек, или 0,2 % населения Узбекистана.

Первые сведения среднеазиатских историков о насильственных переселениях в Центральную Азию из северных провинций Ирана и Афганистана относятся к XV–XVI векам. Это был период дробления феодальных владений темуридов, сопровождавшийся бесконечными междоусобными войнами, завоевательными походами и набегами. К этому времени относится начало подчинения указанных районов кочевым узбекам, завоевания которых сопровождались захватом, в числе прочих богатств, пленников, превращаемых в рабов - монография Ш.Тохтиева КРАТКАЯ ИСТОРИЯ САМАРКАНДСКИХ И БУХАРСКИХ «ИРАНИ»

Официальным оправданием набегов туркестанцев на персов Ирана стало обьявление шиизма государственной религией в Персии при Сефевидах. Походы в Иран стали считаться священными "газатами" - борьбой с неверными.

Сефеви́ды (перс. صفویان — Safaviyân; азерб. صفوی‌لر - Səfəvilər) — иранская шахская династия, правители Сефевидского государства. Правили с начала XIV века районом Ардебиль на севере Ирана, а в 1501—1722 и 1729—1736 гг. — всей территорией Ирана.
Сефеви́ды (перс. صفویان — Safaviyân; азерб. صفوی‌لر - Səfəvilər) — иранская шахская династия, правители Сефевидского государства. Правили с начала XIV века районом Ардебиль на севере Ирана, а в 1501—1722 и 1729—1736 гг. — всей территорией Ирана.
Уже в 1611 году невольничество шиитов, которых приравнивали к «кафирам» – неверным, было официально санкционировано фетвой духовенства в Герате – столице суннитского Хорасана - Лющкевич, Ф. Д. Этнографическая группа ирани // Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971. С. 40

Это позволяло Шейбанидам совершать законные походы в Иран и уводить в рабство огромное количество персов.

Шейбаниды (узб. Shaybonilar; узб. Shayboniylar) — узбекская правящая династия в Бухарском ханстве, средневековая мусульманская династия правителей Мавераннахра и Южного Туркестана. Ветка Шибанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шейбани, хотя никто из представителей этой династии не являются его потомком.
Шейбаниды (узб. Shaybonilar; узб. Shayboniylar) — узбекская правящая династия в Бухарском ханстве, средневековая мусульманская династия правителей Мавераннахра и Южного Туркестана. Ветка Шибанидов, основателем считается чингизид Мухаммед Шейбани, хотя никто из представителей этой династии не являются его потомком.

Но ирани попадали в Самарканд и Бухару не только как пленные. Во времена походов персов в Среднюю Азию многие из них также оседали на земле Маверанахра.

Именно эти Ирани помогли Мангытам захватить власть в Бухаре в 1756 году.

При Мангытах ирани начали занимать высокие должности при дворе и в армии. Также появилось много свободных ирани, которые занялись земледелием. Их называли Маври (маруи), так как большая их часть была из Мерва.

Из ирани состояла и профессиональная пехота Бухарского эмирата - так называемые сарбазы. Они были вооружены огнестрельным оружием и частью состояли из русских военнопленных.

Но все-таки большую часть Ирани составляли рабы:

Так, проезжавший в 1831 году через Бухару Александр Борнс (или Бернс) писал, что «все особы, посещающие бухарского повелителя, обыкновенно отправляются во дворец в сопровождении рабов, которые по большей части состоят из персиян или их потомков и имеют совершенно особый тип. Здесь даже говорят, что, по крайней мере, ¾ жителей Бухары имеют рабское происхождение» - Борнс, А. Путешествие в Бухару. М., 1848– 1849. С. 393.
Изображение иллюстративное
Изображение иллюстративное

Были и просто иранские подданые. Таких, например в Самарканде в 1911 году было 300 человек. В Сырдарьинской области проживало еще больше иранских подданых - 2110.

Подавляющее большинство иранцев, находившихся в начале XX века в Средней Азии, состояло из разоренных крестьян, ремесленников и рабочих Южного Азербайджана, Хорасана и других провинций Северо-Восточного Ирана, покинувших родину в поисках заработка. Иранцы в Средней Азии работали грузчиками, дворниками, домашней прислугой, чернорабочими на заводах, железной дороге, стройках, нефтепромыслах, сельскохозяйственными батраками - Матвеев, А. М. Из истории иранских революционных организаций в Средней Азии // Взаимоотношение народов Средней Азии и сопредельных стран Востока. Ташкент, 1963. С. 134

Много в Средней Азии было и бабидов, покинувших Иран из-за религиозных гонений.

-5

Несмотря на определенные сложности проживания Ирани в Средней Азии частичному их слиянию с таджикской и узбекской нациями способствовала советская власть. Проводившая борьба с религиозными культами способствовала вытеснению шиизма из духовной жизни ирани, которые таким образом потеряли основу своей идентичности.

Сейчас в Самарканде работает культурный центр иранцев при шиитской мечети Панджаб.

Мечеть Панджо́б (узб. Panjob masjidi; перс. مسجد پنجاب) — действующая джума-мечеть иснаашаритского толка шиитского мазхаба ислама, расположенная в Самарканде. Одна из немногих шиитских мечетей в Узбекистане и Средней Азии.
Мечеть Панджо́б (узб. Panjob masjidi; перс. مسجد پنجاب) — действующая джума-мечеть иснаашаритского толка шиитского мазхаба ислама, расположенная в Самарканде. Одна из немногих шиитских мечетей в Узбекистане и Средней Азии.