Другие статьи этой серии:
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Натиск на Восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Дамы, конечно, вперед, но сначала речь пойдет о мужиках. Точнее об одном из них, который был вовсе даже не простым мужиком, а целым царем. Итак, жил да был ассирийский царь Адад-нирари III .
Его отец умер, когда будущему властелину Ассирии исполнилось всего пять лет. Для полноценного правления по ассирийским законам это считалось недостаточным. Нужно было подрасти еще на целых пять лет, а до этого времени править должен был регент. Но, как обтекаемо, пишут в книгах по истории, Ассирия в это время переживала «период политической неопределенности» или проще говоря «разброд и шатание». Только этим можно объяснить тот факт что, обойдя всех толпящихся у трона мужчин, регентом и фактическим правителем государства стала женщина, мать новоявленного ассирийского царя. И это в одном из древнейших государств востока, славном своими традициями! Видимо царица Шаммурамат, мать юного монарха, была воистину незаурядной личностью, раз смогла не только сама пойти против устоявшейся традиции, но и смогла повести за собой других, ведь, как известно «короля делает свита».
Впрочем, за государственными хлопотами, пять лет пролетели незаметно. Ассирийцы под мудрым руководством своего необычного регента успели повоевать с Манной и Мидией, но никаких подробностей об этих войнах неизвестно. Про это царствование сохранилось вообще слишком мало данных, ассирийские архивы этого времени утрачены или еще не найдены. Археологи нашли в древнем Нимруде парочку статуй, посвященных древневавилонскому богу знания и письменности Набу. В надписи на скульптурах упоминается Шаммурамат, которая была поклонницей этого бога и всячески «продвигала» его культ в Ассирии.
На территории современной Турции в деревне Кызкапан найдена стела, где среди всего прочего, есть немного информации о единственной женщине-правительнице Ассирии. Еще одна стела, с несколькими строчками посвященными царице, была найдена в развалинах Ашшура - столицы древней Ассирии. Есть еще торжественная надпись 802 году до н. э., так называемая «Нимрудская надпись», но там речь идет все больше о подвластных областях и военных походах. Есть немного позднейших упоминаний о царствовании Адад-нирари и его матери и это все, никаких подробностей. Единственное что известно про Шаммурамат так это то, что ее родиной был Вавилон, видимо брак состоялся в момент одного из бесчисленных перемирий между бесконечными войнами.
Известно, что после достижения десятилетнего возраста Адад-нирари, как и полагалось по закону, стал полноправным царем и правил аж целых семьдесят два года. Забавным нюансом является то, что после того как в десять лет его признали совершеннолетним и он стал считаться взрослым мужчиной (!), уже он стал опекуном собственной матери, как и полагалось в то время старшему мужчине в семье. Однако это все формальности, чисто практически, надо думать ничего не изменилось. Царь-ребенок учился тому, чему положено было учиться в детстве ассирийским царям. Иногда он с важным видом сидел на троне и по подсказке кивал или хмурил брови, а его мать с приближенными вельможами управляла государством, как и раньше.
Что было, когда Адад-нирари повзрослел и смог ли он смириться с тем, что власть находится в руках его матери – неизвестно. Легенда более позднего времени говорит о том, что он начал готовить заговор против матери. Узнавшая об этом царица с горя превратилась в голубку и улетела, согласно другой легенде она была убита соратниками сына, рассказывали даже, что стареющая царица добровольно отказалась от трона, передав власть сыну. Но все это только легенды, правда, нам неизвестна.
Достоверно известно, что во время правления Адад-нирари III Ассирия вела войны с Дамаском и его союзниками, с Урарту и Вавилоном. В 800, 799, 793, 792, 788 и 787 г. до н. э. ассирийцы ходили грабить Мидию. Цитируя самого Адад-нирари: «Я покорил Хатти, всю землю Финикии, Тир, Сидон, Бит-Хумри (Израиль), Эдом, Страну филистимлян вплоть до моря заката (Средиземного моря) и наложил на них дань и подати». Все как обычно: победоносные походы, богатая добыча и… потихоньку накапливающиеся проблемы.
Урарту продолжало усиливаться, войны с ним больших успехов не принесли. Закрепиться в Сирии и Палестине Адад-нирари так и не смог. На востоке ассирийцы хоть и претендовали на господство в Эллипи, Хархаре, Аразиаше, Месси, стране мидян, в Гизильбунде, Манне, Парсуа, Аллабрии, Абдадане, но оно было скорее декларируемым, нежели реальным. Никто не мог справиться с армией Ассирии, но она не могла быть одновременно везде. Как итог царствования Адад-нирари – зыбкое равновесие, которое ассирийцам с трудом удавалось поддерживать постоянными войнами.
На этом можно было бы, и закончить, но тяга человека к красивым историям подарила царице Шаммурамат вечную жизнь. Женщина на престоле была настолько необычным явлением, что слухи о ней широко разошлись по миру. А когда к созданию легенды подключились известные путаники и фантазеры греки, она как алмаз засверкала новыми гранями. В таких делах сложно быть уверенным, но вроде бы первым записал легенду о могущественной восточной царице греческий историк, живший во второй половине V — начале IV вв. до н. э. - Ктесий Книдский. Он изначально оказался в Персии в качестве пленника, но неплохо освоился и прожил там 17 лет, часть из которых провел при дворе царя Артаксеркса II, являясь его личным врачом. После возвращения на родину он написал целый ряд сочинений, наиболее известным из которых является «Персика» («Книга о Персии»).
Позднее Геродот ввел в оборот греческую форму ее имени – «Семирамида». «Отец истории» был далеко не единственным автором, которого привлекла история женщины-властителя. Наиболее известный вариант легенды о Семирамиде принадлежит перу Диодора Сицилийского, который включил ее в свой труд «Историческая библиотека». Подробный, хотя и абсолютно фантастический рассказ об ассирийской царице Диодор Сицилийский, живший в Iв. до н.э., позаимствовал из трудов Ктесия Книдского.
Видимо для того чтобы окончательно запутать будущие поколения историков Ктесий Книдский «пустил в оборот» еще одну легенду связанную с именем царицы Шаммурамат - висячие сады Семирамиды. Якобы существовавший в Вавилоне комплекс многоуровневых садов, где росли многочисленные породы деревьев, кустарников, виноградных лоз и цветов. Они считаются одним из «Семи чудес античного мира», но сам факт их существования вызывает сомнение. Археологические раскопки в Вавилоне пока не смогли подтвердить реальность подобного инженерного сооружения, не подтверждено оно и свидетельствами современников.
Даже честь строительства «садов Семирамиды» приписывается совсем разным людям. Согласно разным версиям их строили: сама царица Шаммурамат, вавилонский царь Навуходоносор II для своей жены мидийской царевны Амитис, ассирийский царь Синаххериб. Так что возможны варианты, даже местонахождение этого «чуда света» имеет разночтения, кроме Вавилона античные авторы располагают его в Ниневее, отчего путаница только увеличивается.
С течением веков изменялся и образ царицы Семирамиды, в нем все меньше оставалось от реально существовавшей царицы Шаммурамат. Еще во времена античности легенды приписывали ей черты богини любви Иштар, наделяли ее невероятной любвеобильностью и сообщали довольно скабрезные подробности о ее личной жизни. Время не сохранило образа реальной царицы Шаммурамат, но ее мифологический двойник Семирамида легенда наделяет невероятной красотой и всеми свойствами и чертами «роковой женщины», почти колдуньи. Так они и остались в веках, суровая владычица древней воинственной Ассирии Шаммурамат и ее легкомысленный двойник – Семирамида.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Якобсон В. А. «Новоассирийская держава» в сборнике «История Древнего мира» / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой.
Другие статьи этой серии:
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Натиск на Восток
Знакомство мидян с цивилизацией