Найти тему
Рушель Блаво

Возлюби страх свой. Как понять и принять свои страхи, совет психотерапевта Блаво.

Рушель Блаво
Рушель Блаво

Так что это значит — разобраться со своими страхами? Прежде всего, нужно понять, что это за страхи, выявить сам объект, вызывающий испуг. Одни ученые считают, что тут важно не ошибиться и правильно понять, чего именно вы боитесь. Другие (и я в том числе) полагают, что ошибка при точной атрибуции страха вполне допустима — уже потому, что сам факт ошибки может свидетельствовать о наличии в нас того типа страха, в пользу которого кажущаяся ошибка и была сделана. Когда же страх (с ошибкой или без оной) уже атрибутирован, то можно приступать к дальнейшим шагам. Важно сразу же дать себе установку: все страхи (за исключением, возможно, самых одиозных) буду приняты безоговорочно.

Итак, надо принять как должное свои страхи. После этого само собой пройдет желание мучиться ими.

Вы можете возразить, что и прежде вряд ли могли испытывать желание мучиться чем то ни было. Это не совсем так, поскольку не все наши желания лежат в сфере сознания, иные, включая и только что названное желание, располагаются в подсознании. Воля наша не властна над ними, но нам по силам отыскать в организме такие рычаги, которые могут и бессознательные желания делать управляемыми нашим разумом. И для этого порою достаточно бывает просто примириться с существующим положением дел, принять что-то такое, то прежде казалось неприемлемым, согласиться с тем, что могло ранее вызывать категорическое отвержение и отторжение. В этой же логике имеет смысл распорядиться и со своими страхами. Итак, первый шаг после того, как стало понятно, что это за страх, следует его принять как должное. Только важная оговорка — принять не как участь, не как крест или мученический ореол. То есть, принимая страх, не пытаться самому себе казаться героем, который чуть не как великую миссию берет на себя принятие страха.

Страх следует принять, что называется, с распростертыми объятиями. С этого момента вы уже не мучаетесь страхом, а живете с ним в дружбе и согласии, пусть и кажется такой союз абсурдным. Руководствуйтесь таким правилом: все, что во мне — мое. Это правило очень хорошо помогает воспринимать не просто как должное, но как позитивно должное даже то, что на первый взгляд никак не может показаться позитивным. К чему это приведет? К тому, что вы перестанете мучиться неопределенностью, перспективы жизненные примут вменяемые очертания, а ваш страх из аморфной ядовитой массы превратиться в сладкое пирожное со взбитыми сливками, из дикого обитателя дремучего леса станет пушистым и добродушным домашним зверьком.

Стоит вам признать за вашим страхом право на существование, как страх признает ваше право на существование и будет в своей жизни учитывать законы и правила жизни вашей. Важнейшее во всем этом то, что вы теперь можете не скрывать вой страх ни от других, ни от себя. Последнее не менее важно, чем первое. Важно хотя бы потому, что мы с вами порою сами не в состоянии признаться в том, что нас мучает. Мы может годами скрывать от себя, что боимся высоты и темноты. Но кому лучше от этого? Только дискомфорт и разбалансировка организма выйдут их такого секрета от себя любимого. За то когда, наконец, мы найдем силы сказать самому: «я боюсь темноты» или «я боюсь высоты», так тут же станет легче, ведь это мы признали таким образом мучавший нас страх, а признав, мы этот страх уже фактически приручили. Принципиально признаться в своих страхах и перед лицом других.

Например, вас всю жизнь мучил страх управления автомобилем. Сначала еще в детстве отец пытался сажать вас за руль своего «Жигуленка» или «Запорожца», вы же всячески искали предлог к тому, чтобы только этого не произошло, — сказывались хворым, жаловались на весть откуда взявшееся плохо зрение, со слезами на глазах доказывали отцу, что именно вот сейчас у вас есть такое неотложное дело, которое никак не совпадает с желанием покататься за рулем автомобиля. Отец вам и верил и не верил, понять же такое завидное упорство был не в состоянии — разве не хочется ребенку управлять настоящим автомобилем? Вы же тогда уже знали, что в вас откуда-то взялся этот страх — страх перед рулевым колесом, ветровым стеклом, тремя педалями и рычагом скоростей. Шли годы. Теперь уже молодая жена ваша в одно не очень прекрасное утро вдруг завела разговор о том, что неплохо бы было вот обзавестись машиной, что, дескать, теперь машины есть почти у всех и что не иметь машину в наши дни — дурной тон. Робкие ваши возражения про то, что вы не хотите быть как все или де про финансовые сложности с приобретением транспортного средства непременно наталкиваются на тяжелую артиллерию вашей супруги, упорно стоящей на своем. А через пару недель такой атаки , жена пригласила к себе подкрепление в лице, конечно же, тещи, которая уже в годах и устала на своем горбу таскать на дачу и с дачи все самое необходимое. Тут, как известно, лучше просто молча сносить упреки и соглашаться со всем, что говорится в ваш адрес. Сломаетесь ли вы? Получите ли права и пополните ряды автолюбителей? Или, напротив, может так случиться, что вы будете упорны в своих взглядах, ради которых даже расстанетесь с женой?

Выбор всегда за вами. Но только всегда при этом помните, что лежит в основе столь долгих мытарств — всего лишь только страх перед управлением автомобиля. Потому, что бы вы ни выбрали, это будет вопреки вашей природе. Сядете за руль — жить вам в постоянном страхе. Не сядете — тоже вам обеспечен страх на всю жизнь, страх того, что когда-то кто-то найдется и будет вас заставлять рулить на машине. А ну как это кто-то будет не женой и не отцом, а, скажем, самым главным вашим начальником, приказы которого не обсуждаются? Вот по всему этому и важно сразу же расставить все точки над i. Себе вы уже в своем страхе признались, осталось поделиться этим признанием с другим. Но во всем не для того, чтобы эти другие вас пожалели и больше не приставали к вам с тем, чего вы боитесь. Добрые пожалеют и приставать к вам не станут, не очень добрые — не пожалеют и на зло будут просить вас сделать невозможное. Но дело не в этом, а в том, чтобы вместе с признанием страха обрести и уверенность в самом себе. Помните, что признать в себе самом страх, поделиться этим признанием с другими людьми — это уже громадный шаг ну пути работы со страхом. Признав страх, вы начинаете с ним разбираться. Даже самые трудные и закоренелые фобии сдавались перед искренностью тех, кто находил в себе силы публично и безоговорочно признаваться в том, чего боится. Вы сами не заметите, как перестанете опасаться того, чего опасались. Страх уйдет в прошлое и уже никогда не вернется. Вот основа работы со страхами любого из уровней.