Найти в Дзене
Дневник гида

Тайны саркофагов

Ашкелон – один из древнейших городов мира, полон замечательных археологических артефактов, которые отражают его пятитысячелетнюю историю. Мой сегодняшний рассказ об особенном месте - это музей саркофагов!

Саркофаг в Кейсарии
Саркофаг в Кейсарии

Перед тем как начать рассказывать о том что такое "саркофаги", начну с эпитафии или надгробной надписи:

Не нужны надписи для камня моего,

Скажите просто здесь: он был и нет его!

В древности к загробному миру относились ох как серьезно! Слово САРКОФАГ, в переводе с древнегреческого ,«пожирающий мясо», употреблялось для обозначения гробниц из особого известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.

Использовался саркофаг для захоронений – это каменный гроб, украшенный разными орнаментами и мифологическими сюжетами. Саркофаги были распространены еще в Древнем Египте, где часто изготовлялись из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, других ценных материалов и украшались росписью, скульптурой, надписями. Помещались в погребальных помещениях, храмах. Но особое распространение получили в римский период. Римские саркофаги нередко повторяли форму тела покойного , изготовлялись из мрамора или порфира и украшались скульптурными рельефами.

Дворик саркофагов в Ашкелоне
Дворик саркофагов в Ашкелоне

С обнаружением саркофагов, о которых я хочу рассказать, связана занимательная история. Однажды, в дверь корреспондента газеты «Маарив», жившего в Ашкелоне, постучали два строительных рабочих и поинтересовались, что получат за сенсацию. Поняв, что ничего не получат, всё же рассказали, что на площадке, где они начали строить виллу, обнаружены головы скульптур из мрамора. Журналист с рабочими вскочил в машину и через несколько минут они были на месте. Увидели крышку от саркофага. Рядом, на глубине метра от будущего фундамента, был обнаружен второй саркофаг. Журналист оставил рабочих стеречь находку и помчался за знакомым археологом, тоже ашкелонцем…

-3

Впоследствии, саркофаги были перенесены в небольшой импровизированный музей, который сейчас называется "Дворик саркофагов" и , кроме найденных двух, представляет и другие артефакты римского и византийского периодов. ⠀

Посмотрим на саркофаги.

Саркофаг  со сценой похищения Персефоны
Саркофаг со сценой похищения Персефоны

На первом мы видим одну из наиболее общеизвестных мифических историй изображавшихся на саркофагах в классическую эру: похищение Персефоны – богини плодородия Аидом – братом Зевса и правителем подземного царства. Обнаружение этой сцены на саркофаге логично, поскольку Персефона - это богиня не только плодородия, но и царства мёртвых.

-5

Мы видим Аида, две лошади тянут его колесницу, Персефона изогнула своё тело назад, в то время как руки Аида охватили её талию и спину. Гермес идёт перед колесницей, как на большинстве изображений подобного рода. У его ног кошелек, а наголове и ногах типичные "крылышки".

-6

Трёхглавая собака у его ног - это Цербер, он охраняет врата подземного царства. Слева от колесницы находится корзина полная цветов и фруктов. Она указывает на обстоятельства похищения Персефоны – она собирала цветы, когда Аид осуществил свой коварный план. Фрукты в корзине – символ плодородия. На заднем плане мы видим упавший факел, который символизирует угасание света, или смерть. Другой символ – это петух под лошадью около колесницы – символ бога исцеляющего - Асклепиуса, который, согласно комментариям Сократа, связан с похоронной церемонией, которая "исцеляет" человека навсегда!

-7

На узких сторонах и на задней стороне саркофага изображены грифоны – хранители могилы заказчика вместе с инструментами очищения или вазами для хранения праха усопшего- урнами. Несмотря на уникальность находки, техническое исполнение саркофага очень грубое, слишком часто видны следы от сверла. Эти признаки указывают на то, что саркофаг был сделан не ранее 3-го века нашей эры.

Второй саркофаг украшен сценами сражения. Это уже не рельеф, а почти скульптура, многофигурное изображение воинов, всадников, лошадей.

Саркофаг со сценой сражения
Саркофаг со сценой сражения

Что за битва изображена на саркофаге? Как правило изображались в классическом искусстве следующие битвы: боги против гигантов, греки против кентавров, греки против троянцев, греки против амазонок, греки или римляне против варваров. Ясно, что это не изображение битвы между богами и гигантами, греками и троянцами или греков против кентавров и перед нами не битва с амазонками. Остаются различные кампании против варваров, и , возможно, перед нами битва с галатами.

Галаты - это племена, которые вторглись в Малую Азию в 3 веке до н.э. и победили армии селевкидов. Чтобы заключить с ними мир, властители региона отдали им области вокруг Анкары и с тех пор этот регион называется Галатией.

-9

На саркофаге побеждённые воины обнажены, как галаты в других батальных сценах, и у ух лидера длинные волосы. Что же касается стиля, то ясно, что мастер старался полностью заполнить поверхность фасада фигурами воинов, их оружием, убитыми и упавшими лошадьми. Техническое исполнение хорошее, но без изысканности, заметны следы сверления. Исполнение типично для школ Пергама и Родоса. Это работа также датируется 3 веком н.э. основана на изображении битвы эллинистического периода. Можно предположить, что это творение мастера, который обслуживал царей Пергама.

А теперь ВОПРОС!!!???

-10

На опервом саркофаге изваяния скульптур без лиц... ПОЧЕМУ? Пишите версии в комментариях !

-11