Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Жизнь Николая Колесникова была тесно связана с трестом «Мостострой-9»

Одним из вновь созданных предприятий на стройке века стал трест «Мостострой-9». В его состав вошли четыре Мостоотряда и один Мостопоезд. Тресту было поручено строительство сооружений на Западном участке БАМа от станции Лена до станции Витим. А также на вторых путях железнодорожной линии Тайшет-Лена, на территории Бурятской АССР.

Канал продолжает рассказывать о людях, чей вклад в стройку века просто неоценим. Николай Александрович Колесников — Почётный транспортный строитель РФ и Почётный строитель Республики Саха (Якутия).

Приехал в Якурим и … остался

После окончания Новокузнецкого индустриального техникума, молодого специалиста распределили в Петровск-Забайкальский. Но Николай решил навестить маму, которая была заведующей детским садом «Мостоотряда - 5» в п. Якурим (г. Усть-Кут).

— В марте 1976 года я приехал к ней, да там и остался. Первая запись в трудовой книжке – «БАМ Автобаза Мостостроя-9, принят слесарем четвёртого разряда».
Фактически же я выполнял обязанности мастера по строительству временных щитовых ремонтных боксов и гаражей автобазы западного участка БАМа, сборных деревянных щитовых многоквартирных домов для мостовиков, - вспоминает ветеран.

Потом была служба в армии. Демобилизовавшись, Николай вернулся на стройку. Устроился монтажником третьего разряда в «Мостопоезд-417».

Первые объекты поезда

— Первые наши объекты – здание треста «Мостострой-9» и 60-ти квартирный дом в Усть-Куте, закладка производственной базы «Мостопоезда-417» и корпусов «Автобазы» и «Управления механизации» в п. Якурим, — говорит Николай Александрович.

В 1980 году «Мостопоезд-417» был переименован в «Мостоотряд-102», где Николай был мастером. Тогда же он поступил на заочное отделение Новосибирского института инженеров водного транспорта на факультет строительства водных путей, портов, причалов с правом производства общестроительных работ.

Дипломированного специалиста сначала перевели на должность прораба, а с 1990 года до августа 1999 года Николай Колесников был уже главным инженером и техническим директором организации.

— Благодаря мудрой управленческой политике управляющего трестом Ивана Даниловича Рассказова вновь созданный «Мостоотряд-102» стал домостроительным комбинатом, то есть единственным в то время Мостоотрядом в системе Главмостостроя со своей функцией. Очень важной.

Специалистами «Мостоотряда-102» была построена производственная база с закрытым формовочным цехом для круглогодичного выпуска качественных конструкций.

Освоена технология изготовления крупных керамзитобетонных блоков и полного комплекта железобетонных конструкций для строительства домов. Внутренние железобетонные перегородки изготавливались в формовочном цехе на производственной базе Мостоотряда-5 в поселке Якурим.

Изготовление конструкций и строительство жилых капитальных многоэтажных домов для мостостроителей Западного участка БАМа осуществлялось силами работников «Мостоотряда – 102».

Рядом были высококвалифицированные специалисты

Николай Колесников принимал непосредственное участие в строительстве всех корпусов производственной базы треста «Мостострой-9», капитальных жилых домов, детского сада и магазина в микрорайоне «Мостовик».

Он также строил школу, жилые многоэтажные дома, магазин, детский сад и Дом ребёнка, очистные сооружения в п. Якурим, пионерские лагеря в Усть-Куте и посёлке ЛОО в г. Сочи, благоустроенные дома для мостовиков и железнодорожников в п. Магистральный.

— В этот период в нашей организации (численностью свыше пятисот человек) трудилось много высококвалифицированных специалистов. Хотелось бы добрым словом вспомнить руководителей подразделений.

Это начальник бетонного завода Лилия Анатольевна Дворкова, начальник пилостолярного цеха Надежда Дмитриевна Колотова, бригадиры отделочников Жанна Келенджеридзе, Марина Благушина, Екатерина Тодикова.
Из мужской команды – прорабы Виктор Лазаревич Бесхлебнов, Виктор Петрович Дрыгин, бригадиры Анатолий Бондарчук, Фёдор Свирибчук, Александр Никитенко.

С августа 1999 г. Николай перешёл на работу в трест «Мостострой-9» ведущим инженером по подготовке производства. Был заместителем начальника службы организации производства, начальником службы контроля качества, охраны труда и содержания основных фондов, руководителем департамента качества и строительного контроля, директором по организации и контролю производства.

Ветеран отмечен государственными и ведомственными наградами

В той или иной должности Николай Колесников принимал участие в строительстве и реконструкции практически всех автодорожных, железнодорожных и пешеходных мостов, путепроводов на автодорогах Чита-Хабаровск, Тулун-Братск-Усть-Кут, Якутск-Вилюйск-Сунтар-Мирный, «Анабар» в республике Саха, Улан-Удэ-Кяхта, Верхнечонское – Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение, железнодорожных линий Беркакит-Томмот-Якутск, Нарын-Лугокан, подъездных железнодорожных путей к Чинейскому месторождению руд и Эльгинскому месторождению углей.

Качество выполнения работ на мостах обеспечивалось применением современных конструкций и материалов, внедрением новых технологий (буронабивные и опускные железобетонные столбы, проезжая часть из сталефибробетона, безростверковые столбчатые опоры, надвижка пролётных строений, современные деформационные швы), постоянным лабораторным и геодезическим контролем с использованием современных приборов контроля качества.

— Вся моя почти сорокалетняя работа была связана с «Мостоотрядом-102» и трестом «Мостострой-9» и отмечена государственными и ведомственными наградами, в том числе правительствами Республик Саха (Якутия) и Бурятии, — отмечает Николай Александрович Колесников. — Мне есть о чем вспомнить, чем поделиться с молодыми.

Подписаться на канал «От Байкала до Амура» можно здесь