Найти тему
Уральский краевед

Заповедная глушь. Странники

В  той  стороне,  куда  вечернее  солнце  катится  к  горизонту,  в  ста  пятидесяти  километрах  от  Каменска–Уральского  Каменный пояс  просел,  потерял  величавость.  Приземистые  увалы  закрылись лесами,  и  еловые  лапы  хватают путника, не дают дорогу. В извилистых  долинах  мчатся  чистые  воды  Серги  и  Бардыма, на перекатах  резвится  неутомимый  хариус. Из-под  земли  выбиваются удивительного  вкуса  родники. Скалистые  вершины  Шунута и Зюряна  силятся  выглянуть  из  тёмнохвойного  моря  тайги. Горные распадки  скрывают  золото, чёрную  и  пурпурную  яшму, аметисты, мрамор. Не перевелись  ещё  коренные жители  лесов-  косули, лоси, медведи. В  древности  здешние  места  облюбовал  человек. По берегам  реки Серги много карстовых пещер, красивых скал, В 1873 году перед входом в пещеру Дружба, геолог А.В. Барановский  обнаружил  жертвенное место протоугров, а в 20-е годы прошлого столетия свердловский краевед Н.Н.Хрущёв нашёл на Писаном Камне наскальные изображения, возраст которых не менее тысячи лет. В годы колонизации Урала русскими, таёжные дебри явились  пристанищем  адептов старой веры.
В той стороне, куда вечернее солнце катится к горизонту, в ста пятидесяти километрах от Каменска–Уральского Каменный пояс просел, потерял величавость. Приземистые увалы закрылись лесами, и еловые лапы хватают путника, не дают дорогу. В извилистых долинах мчатся чистые воды Серги и Бардыма, на перекатах резвится неутомимый хариус. Из-под земли выбиваются удивительного вкуса родники. Скалистые вершины Шунута и Зюряна силятся выглянуть из тёмнохвойного моря тайги. Горные распадки скрывают золото, чёрную и пурпурную яшму, аметисты, мрамор. Не перевелись ещё коренные жители лесов- косули, лоси, медведи. В древности здешние места облюбовал человек. По берегам реки Серги много карстовых пещер, красивых скал, В 1873 году перед входом в пещеру Дружба, геолог А.В. Барановский обнаружил жертвенное место протоугров, а в 20-е годы прошлого столетия свердловский краевед Н.Н.Хрущёв нашёл на Писаном Камне наскальные изображения, возраст которых не менее тысячи лет. В годы колонизации Урала русскими, таёжные дебри явились пристанищем адептов старой веры.

Новопечатные книги патриарха Никона, неправедное обогащение монастырей, недовольство подневольного крестьянства рекрутчиной, подушной податью привело к конфликту между народом и властью. Церковный раскол вызвал невиданные примеры религиозного умопомешательства. Заявив о приходе антихриста, назвав Никона лжепророком, а приемственный ряд царей от Алексея Михайловича до Петра Первого - слугами дьявола, расколоучители твердили о приближении конца света, о том, что мир стал царством зла и мерзости, и необходимо очистить огнём грешную душу.

Среди наиболее крайних ревнителей благочестия были случаи добровольного ухода из жизни. Так, в 1677 году, на Тоболе, с чернецом Данилой искупительно - очистительный акт – самосожжение совершили тысяча семьсот человек. Массовое «крещение огнём» продолжалось в 18-ом веке. Большая часть раскольников ограничивалась бегством от мира в «мати пустыню» - бескрайние леса нижегородского Заволжья, Приуралья и Зауралья. Не иметь ни печати антихриста – паспорта, ни села, ни дома, вечно бегать, быть странником – в этом выражался пассивный протест «бегунов». Только сильные и приспособленные могли выдержать борьбу за существование в лесной чаще - «палате лесовольной». С нижегородского Заволжья, с реки Керженец, из покинутых кержацких скитов, уходили могутные мужики и ладно сбитые бабенки.

Странники шли по уральской земле, сливались в группы иноверцев. Народ был физически и нравственно здоровым, не признающим ни хмельного зелья, ни ядовитого табака. На исходе 17-го века возникают старообрядческие «пристани», куда стекаются представители различных раскольничьих толков. В Зауралье зримо проявилось поморское согласие со своим духовным наставником Панкратием Таватуйским. Селения староверов появлялись одно за другим: Ревда, Уктусс, Шорташ, Выя, Невьянск. В раскольничьей слободе устанавливалось самоуправление, имелся денежный ящик, общины были связаны крепкой взаимовыручкой. Население жило охотничьим промыслом и рыболовством.

По самостоятельно выработанным формам культа крестьянское старообрядчество обходилось домашней молельной, не признавало храмов, считая, что «бог не в храме, а на небеси», вместо попа выбирали наставника, богослужение сводилось к общественной молитве, пению и чтению, своих детей крестили в чистой речной воде, друг друга исповедовали и причащали, отвергали таинство брака, вместо церковного обряда венчания ограничивались простым благословением. С постройкой заводов Екатеринбургский горный округ оказался оплотом «поповщины» -посадского старообрядчества, прибывшего с Волги. Поповщина не уходила в леса, открыла мануфактуры, захватила нити торговли между уездами. В 1736 году тайный советник В.Н.Татищев доносил в Петербург, что на заводах Демидова и Осокина приказчики сплошь старообрядцы, хозяйство предприятий в их руках и, если раскольников выслать, то заводы встанут, а местное население перемрёт, так как « всеми харчами торгуют староверы».

В отличие от «торговой коммерции» поповщины останется приметным следом уральской истории бескорыстное таёжное подвижничество, удивительное в религиозном упорстве и бескомпромиссное к власти. Сгнили убогие избушки неизвестных иноков и лишь могильные ямки указывают на былое существование тайных скитов…

Между тем, потомки бегунов обжили ревдинскую тайгу, косили сено, охотились на зверя и пернатых, ставили капканы на кротов. К староверам Краснояра и Мариинского подселялись крестьяне – переселенцы, наведывались башкирцы. Раздвигалась долина реки Ревды, с 1734 года здесь лес жгли на уголь для Ревдинского железоделательного завода Акинфия Демидова, велась разработка мрамора. У подножия Шунут-Камня охотники проведали родник, бойким ручейком впадающий в речку Малый Ик. Говорили, что воздух у родника необычайно свеж и прохладен, а вода вливает в путника новые силы. Неизвестно когда на Малом Ике началось подвижническое житьё знаменитой отшельницы Платониды. Местные предания об этой женщине замешаны на хрестоматийных рассказах о любви и коварстве и не могут быть серьёзным историческим источником. Платонида могла прийти на Урал с первой волной бегунов, в первые годы царствования Петра Алексеевича, а может быть позднее - в годы правления императрицы Анны Иоанновны, когда были разгромлены раскольничьи монастыри на Керженце, что вызвало подвижку староверов в восточном направлении - на Урал, в Сибирь. После льготных мер Екатерины Второй, в 30-х годах 19- го века на старообрядцев начались новые гонения. Императора Николая Первого назвали антихристом, на пасху, голодного, холерного 1842 года был объявлен конец света. Архивные данные передают, что у селения Краснояр были разогнаны два старообрядческих скита - женский и мужской. В ските, у целебного родника, скитницей являлась Платонида, но в каком столетии был основан скит, когда умерла подвижница - не известно. Платонида, вероятно принадлежала к самому строгому толку беспоповщины - Спасову согласию. Побудительным мотивом отречения от жизни « в миру, «могло быть установившееся с времен принятия христианства эсхатологическое сознание православного человека, то есть постоянная дума о конечной судьбе мира, неотвратимости конца света, который произойдет с ломкой всего жизненного обихода, прихода к власти темных сил – антихриста, и спасения надо добиваться молитвами, вести воздержанную жизнь, не останавливаясь перед самоистреблением.

P.S. Канал остро нуждается в подписчиках, лайках, репостах и комментариях. Буду искренне благодарен за каждый отклик!