Пару лет назад страна обсуждала скандал: девочку из Перми отстранили от занятий в школе из-за цвета волос. Они были розовые. Причем не розовые-розовые даже, а так — розоватые. Вот она — Зина, нарушительница школьного спокойствия.
Маме девочки пришлось поднять на уши прокуратуру и добиться наказания самой школы за незаконное ограничение права ребенка на образование. Многие уверены, что не будь мама местным депутатом, ничего бы они с дочкой не добились. Пришлось бы стать как все — одного цвета, чтобы вернуться в строй. Ну или уйти на семейное обучение — такой вариант школа предлагает всем нестандартным, и нестандартно окрашенным тоже. Зина, кстати, была не единственная ученица с цветными волосами, которую не пустили в ту школу и в тот день из-за этого. Была еще одна девочка, у которой была обыкновенная мама, не депутат. Смогла бы она в одиночку, без поддержки общественности отстоять право своей дочери на самовыражение?
Суд, встав на сторону ребенка, создал прецедент в практике противостояния школ и разноцветных учеников. Дело девочки с розовыми волосами заставило департамент образования Перми переписать свои рекомендации школам и велело разрешить ученикам красить волосы в яркие цвета и даже (!) носить пирсинг. А еще попросили школы не указывать мальчикам и юношам, какой длины прически им следует носить.
Казалось бы, дети могли теперь смелее экспериментировать со своей внешностью и самовыражаться в розовых, фиолетовых, голубых и прочих оттенках. Потому что, как выясняется, волосы не имеют отношения к одежде, которую может строго регламентировать школьная администрация по своему уставу. Но не тут-то было.
Не прошло и года как учителя уже Красноярского края решили ввязаться в войну с нестандартно выглядящими учениками. Они словно не слышали про историю с розовыми волосами, и ничему не научились. За мальчика вступилась уже не одна только мама, но и его тренер, и его кумир, и вообще весь мир был на его стороне. Школе пришлось отступить с позором. Про позор — не преувеличение.
Гнев обрушился на ученика 4-го класса из города Сосновоборска за то, что тот, по мнению администрации школы, носит подозрительную прическу. Мальчик любит играть в футбол, его кумир — Златан Ибрагимович, и парнишка решил сделать себе похожую прическу. Всего-то! Такие прически, кстати, носят очень многие подростки и молодые мужчины.
Директор школы вдруг решила, что имеет право без ведома родителей проводить с ребенком агрессивные беседы в ультимативной форме по поводу его внешнего вида. И не только она — к травле присоединились завуч и учитель мальчика. Они позволили себе далеко непедагогичное поведение по отношению к нему: высмеивали, обзывали пугалом, хватали за волосы, сравнивать его с воспитанниками Гитлерюгенда. В интервью журналистам «Комсомольской правды» директор, не стесняясь, ответила: «В прошлом году [другие родители] такую «засаду» на меня устроили при виде его: «Что вы (представителей нетрадиционной ориентации – прим.ред.) здесь выращиваете?»».
Чтобы оправдать свои действия, школа внесла в устав запрет на окрашивание волос и ношение экстравагантных причесок. Право судить об экстравагантности школа оставила себе. Однако, Министр образования Красноярского края предупредила, что школа имеет право установить единые требования к форме. А вот к прическам – нет.
Конфликт получил сильный общественный резонанс. На стороне учителей была разве что горстка таких же учителей. Остальные — на стороне ребенка и его родителей. Златан Ибрагимович тоже написал ему слова поддержки. А Юрий Семин, тренер «Локомотива», пригласил мальчика в свою команду, когда тот подрастет.
Это всего лишь два эпизода, получивших широкий общественный резонанс. На самом деле их тысячи. Думаете, школы после этих случаев и «ата-та» от местных министерств стали лояльнее относиться к «разноцветным» школьникам? Вовсе нет. Просто способы борьбы с такими детьми в некоторых школах становятся тоньше: ученице красноярской школы №45 директор запретила участвовать в церемонии выноса флага России из-за розовых волос, а в кемеровской школе (да что с тобой не так, Сибирь?!) родителей заставили подписать согласие на запрет нетрадиционных причесок и маникюра.
Чем аргументирует свою позицию школа, когда пытается отлучить от занятий детей, склонных выглядеть не стандартно (и нарушая тем самым Закон об образовании, кстати)? Позиции педагогов такие:
— «школа не место для самовыражения»
— «яркие прически мешают другим учиться, отвлекают на себя внимание класса»
— «сейчас он волосы покрасил, а завтра голым придет?»
— «выделяться нужно знаниями, а не цветом волос!»
Последний аргумент вообще, как нынче говорится, зашквар. Потому что среди детей, предпочитающих яркий внешний вид, как раз очень много отличников, олимпиадников и прочих целеустремленных личностей. Так что, цвет волос не имеет отношения к умственным способностям человека. И уж тем более странно слышать о том, что школа не место для ярких причесок, видя в ней же учителей с баклажановыми, неоново-рыжими и малиновыми волосами.
"Нельзя красить волосы в неестественные цвета, говорили они..."
Ольга Иванова