Найти тему
История нашего мира 2.0

Помощнички

III век до н.э. Восточное Средиземноморье

Царь Македонии Антигон Гонат, сын Деметрия (1) окончательно утвердился в Македонии после 272 г. до н.э., когда погиб царь Эпира Пирр.

Смерть Пирра
Смерть Пирра

Сразу после этого он решил, что пришло время восстановить господство Македонии в Элладе. Многие государства Эллады были в союзе с Антигоном, или в них располагались македонские гарнизоны. Но были и те, кто категорически не желал македонского присутствия на своих территориях. И основными застрельщиками антимакедонской политики в Элладе выступали три государства: Афины, Лакедемон (столица – г. Спарта) и Этолия.

Но если с этолийцами и Лакедемоном приходилось считаться, с ними не справлялись еще Филипп II (2) и его знаменитый сын Александр (3), не говоря уже о прочих правителях Македонии, то попытки афинян получить независимость вызывали у македонского царя раздражение.

Поэтому в один прекрасный день, получив от афинян очередной отказ признать его власть, Антигон собрал армию и выступил в поход на Афины.

Афиняне немедленно обратились за помощью к врагам Антигона Македонского: царю Египта Птолемею Филадельфу (4) и царю Лакедемона Арею, сыну Акротата (5).

Арей с армией выступил в помощь афинянам.

Из Египта прибыл флот Патрокла, одного из военачальников царя Птолемея Филадельфа.

Патрокл построил укрепление на одном из островов напротив рудников Лавриона, которое сделал своей базой. Арей расположился со своей армией лагерем на границе Аттики с Беотией.

К тому времени Антигон окружил Афины тесным кольцом своих войск и попасть в город ни с суши, ни с моря не представлялось возможным. Необходимо было прорывать блокаду силой, и делать это быстро, так как в Афинах начинались проблемы с продовольствием.

-2

Некоторое время Патрокл и Арей выжидали. Каждый военачальник надеялся, что другой первым вступит в бой. А так как время шло, а ни египтяне, ни лакедемоняне не двигались с места, Патрокл решил проявить инициативу.

Он послал к царю Арею своих посланцев со следующим предложением: пусть лакедемоняне начнут атаку позиций македонян, и тогда в разгар сражения египтяне ударять войскам Антигона в тыл, а то «как-то неудобно им, морякам, нападать на пехоту».

Военачальники и рядовые воины из Спарты выразили желание последовать совету Патрокла, но их царь принял иное решение.

Мотивируя свои действия тем, что у них заканчивается продовольствие, Арей отвел армию подальше от Афин и вражеской армии, а командирам своей армии объяснил, что лучше беречь храбрость своих воинов для защиты собственных интересов, а не расточать ее для решения чужих проблем.

Патрокл узнав, что лакедемоняне отошли, также ничего не стал предпринимать и просто принялся наблюдать за разворачивающимися событиями. В результате афиняне сдали город, впустили в него македонский гарнизон и признали над собой власть Антигона.

Ладно, Арей оправдался перед эфорами и народом тем, что берег воинов Лакедемона для будущих боев с македонянами, а как объяснял свое бездействие царю Птолемею Патрокл?

Источники не сообщают.

Вспоминается знаменитая фраза «Храни меня Боже от таких друзей, а с врагами я как-нибудь сам разберусь!»

Смотри также: Как продавали послов
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.