Наличие дизайн-кода делает объект цельным, согласованным и понятным. Это касается и таких масштабных объектов как города. Зачем «кодировать» улицы, проспекты и целые населенные пункты, а главное — как это делают, разобралась редакция gorod.pervo.ru.
Что еще за код и при чем здесь дизайн?
Дизайн-код — это набор правил проектирования, которые подробно проиллюстрированы и помогают детально выстроить дизайнерское видение плана при проектировании и какого-либо объекта.
Яркий пример проработанного дизайн-кода на Западе — руководство к оформлению вывесок в Вашингтоне. В документе предусмотрено все: начиная от угла падения на объект света и заканчивая требованиями к размеру, чтобы не возникало визуального конфликта с соседними вывесками.
Есть ли дизайн-код в России?
У нас дизайн-код существует в формате сводов и правил, а кода для деталей до недавних пор никто не разрабатывал. Но теперь, когда популярность эргономичных и красивых общественных пространств выросла, полноценный дизайн-код стал востребован.
Например, не так давно дизайнеры студии Артемия Лебедева «закодировали» улицы Москвы и показали, насколько городская среда изменится, если вывески и указатели будут согласованы в одном стиле и расположены в строго определенных местах.
Проблему, по крайней мере, разномастных вывесок за последние десять лет все же смогли решить в Москве, Белграде, Твери, Краснодаре и других городах России.
Дизайн-код на Урале
Сейчас над ним работают, например, в Екатеринбурге, Перми. Также реализация кода идет и в Первоуральске, где в рамках программы развития города отдельно создали брендбук. У города выделили идентичность: «город трубников», «граница между Европой и Азией». Создали логотип, фирменные шрифты и набор цветовых решений.
30 сентября в Первоуральске состоялся круглый стол на тему дизайн-кода. На нём обсуждали важность соблюдения правила, которые преобразят город. Например, яркие и броские рекламные баннеры или вывески магазинов не сочетаются с существующим архитектурным стилем и нарушают гармонию городского пространства.
На мероприятии сделали акцент на том, что предпринимателей никто не принудит менять вывески, но, скорее всего, они самостоятельно проявят инициативу, чтобы сделать город визуально привлекательным.
Программа «Первоуральск Преображение» сделает город лучше, а жители будут гордиться своим родным краем.
Все это внедрят в городскую инфраструктуру и учтут при благоустройстве, что позволит создать базу для дальнейшей работы над дизайн-кодом города. В планах — в принятом стиле оформить информационную инфраструктуру Первоуральска, а также прийти к единообразию вывесок на улицах города.
Сооснователь архитектурного бюро «Плотинка» Илья Полянских считает, что дизайн-код обязательно нужен и самому городу, и его жителям. Во-первых, дизайн-код позволяет идентифицировать на фоне других городов страны. Во-вторых, для горожан это повод гордиться местом, где они живут, работают, учатся.