Пока кинотеатры постепенно начинают свою работу, соскучившиеся по большому экрану зрители строят планы и с искушением готовятся посмотреть «Довод» Кристофера Нолана или диснеевскую «Мулан». Но если вы не готовы к толпам людей на сеансах и хотите в покое рефлексировать о любви и странствиях, то сегодня мы вспоминаем триумф немецкого режиссера Вима Вендерса «Париж, Техас (1984)». Картина получила Золотую пальмовую в Каннах, а еще является любимой лентой лидера группы Nirvana Курта Кобейна. За что фильм получил самую престижную награду и почему очаровал главного музыканта той эпохи — разбираемся ниже.
Панорама техасской пустыни с высоты птичьего полета открывает драму Вима Вендерса «Париж, Техас (1984)». В этой же пустыне мы встречаем главного героя, который идет. Просто идет без направления и дажерюкзака за спиной. Позже мы узнаем, что героя зовут Трэвис (Гарри Дин Стэнтон), и в пути он уже 4 года. Странник по стечению обстоятельств возвращается в родной город и встречается с сыном, который все это время рос без отца. Во время этой остановки Трэвис обретает цель — он намерен воссоединить собственного сына с мамой (Настасьей Кински), которая живет в другом городе. И все сходится, намерение исполнено, мать с сыном вместе. Но Трэвис с ними — несмотря на то, что любит до боли, — не останется. Потому что должен быть в пути и свободен, и недаром первые кадры фильма мы наблюдаем глазами орла, который парит в одиночестве над пустыней Техаса и поэтому рифмуется с главным героем.
В этом фильме путь и странствие — не волеизъявление, не хобби, а потребность и естественная среда обитания, которая исключает даже любимую семью.
Отдельного внимания заслуживает дуэт Вима Вендерса и оператора Робби Мюллера. Мюллер руководил камерой в «Американском друге» (1977) (тоже кино Вендерса), много снимал с Джимом Джармушем и Ларсом Фон Триером. В «Париж, Техас» Мюллер создает на экране стройные геометрические пейзажи, которые в купе с цветокррекцией (все достоинства который проявляются хотя бы в розовом свитере и губах Кински) не дают права отвести взгляд.
Другой и не менее сильный дуэт картины — это пара Гарри Дина Стэнтона и Настасьи Кински. Кульминация сценарного и актерского мастерства проявляется в эпизодах телефонных разговоров через стекло, когда главные герои говорят не языком, а сердцем, но не могут видеть друг друга. При этом тяжелый разговор и рассказы о боли перебиваются вставками видео со старого кодака, где пара еще вместе и счастлива, что создает двоякое впечатление об услышанной истории любви: двое любят друг друга до безумия, но быть вместе не могут без, казалось бы, веских на то причин.
Выше мы упомянули, что «Париж, Техас» — любимый фильм Курта Кобейна. Слоган к фильму звучит так: «Место для мечтаний. Место для разбитых сердец. Место для того, чтобы собрать их по кусочкам». И этот слоган отчасти хорошо подходит под описание творчества группы Nirvana и перекликается с фигурой Курта Кобейна.
Казалось бы, в финале все встает на свои места — мать с сыном воссоединились, странник исполнил долг и опять в пути. Но зрительское эго не торжествует — почему?
О фильме рассказала Мария Гусева