Найти тему
Пишем бестселлер

Виды диалога в книжной истории

Оглавление

Друзья, спасибо, что читаете канал "Пишем бестселлер". Сегодня мы поговорим о том, как грамотно построить диалог в вашей истории.

Все слова – это реакция на необходимость, они преследуют цель. Ни одно лицо никогда не говорит ни с кем, даже с самим собой, просто так и без причины, от нечего делать.

Вот почему в каждую прозносимую героем фразу автор должен вложить желание, намерение и действие. Только потом действие становится словесной тактикой, которою мы называем "диалог".

Диалог — это разговор действующих лиц в художественном произведении.

Независимо от того, где, когда и с кем говорит персонаж, автор должен наделить его лишь ему присущим и узнаваемым голосом и обозначить его особыми словами в тексте.

Говорит ли персонаж вслух, предается ли размышлениям, или обращается к миру, любая его речь есть не что иное, как внешнее выражение внутреннего действия.
Вот почему в каждую произносимую героем фразу автор должен вложить желание, намерение и действие.

В каждую произносимую фразу нужно вложить желание, намерение и действие.
В каждую произносимую фразу нужно вложить желание, намерение и действие.

Вот основные формы диалога:

Разговор другим человеком. Точнее – дуалог. Когда разговаривают трое, это триалог.

Разговор с самим собой. Сценары использую его редко, драматурги, напротив, любят так поступать. В прозаическом произведении монолог – краеугольный камень. Автор вместе с читателем вторгается в сознание персонажа и создает конфликт. Вот почему проза нередко есть не то иное, как диалог героя с самим собой, как бы случайно подслушанный читателем.

Разговор с читателем или слушателем. В театре с помощью монологов и реплик «в сторону» действующие лица пьесы могут обратиться напрямую к зрителям. На телевидении и в кинематографе герой для этого говорит за сценой или за кадром, а иногда прямо в камеру. В прозе, написанной от первого лица, это основной прием – персонаж рассказывает о себе читателю.

Слово «диалог» означает «речевой акт», то есть действие посредством слова, в противоположность физическому действию.

Сказать – это значит сделать, по этой причине диалог можно рассматривать как речевое действие для удовлетворения необходимости или желания.

Каждый речевой акт призван двигать сцену все ближе (позитивный сценарий) или все дальше (негативный сценарий) к исполнению заветного желания.
Диалог – это действие. Вот главный принцип.

Диалог как действие проявляет себя в одном из двух видов – драматизированный и нарратизированный.

Драматизированный диалог разыгрывается в сценах. В комическом и драматическом диалоге репликами обмениваются персонажи, находящиеся в конфликте. Каждая строка вызывает реакцию по ходу сцены.

Это справедливо даже для сцен с участием одного лица. Когда человек говорит: «Я зол на самого себя!» — на кого он злится? Внутренний диалог перерастает в драматизированную сцену спора двух конфликтующих половин человека, одна из которых или победит, или проиграет.

Нарратизированный диалог – это диалог, произнесенный за сценой. Рассказчик от первого лица в прозе или персонаж, говорящий с экрана, может поведать об уже прошедших событиях или же возбудть любопытство относительно того, что будет дальше.

Герой может пытаться заглянуть внутрь себя, чтобы перебрать воспоминания просто для удовольствия или, наоборот, потому что терзается сомнениями относительно чувств любимого человека и его мысли бродят по прошлому, настоящему и залетают в будущее.

Представим тот же самый текст как нарративный и как драматизированный диалог.

Например, герой может прямо обратиться к читателю с такими размышлениями:

«Снам верить — дела не делать. Ну конечно, все знают эту пословицу. Почти все, что нам снится, гроша ломанного не стоит. Это осколки прошлого, ерунда, дребедень. Но все-таки от них никуда не деться. Они сидят где-то в подсознании, прячутся, как на чердаке. Это нездорово. Правда, польза в них все-таки есть. Так приходят к нам озарения.»

А теперь представим этот же текст как драматизированный диалог в фильме.

Глас и Меркель сидят в кафе. Поздний вечер. Они потягивают бренди после ужина.

Глас: Знаешь пословицу «Снам верить, так и дела не делать»?

Меркель: Да. Моя бабушка так всегда говорила. Но вообще-то сны — это осколки нашего дня, думать о них не стоит.

Глас: Стоит или нет, но они живут себе на чердаке нашего разума.

Меркель: Твоего, Глас, а не моего.

Глас: Но ты согласен, что через сны к нам приходят озарения?

Два варианта диалога имеют схожее содержание, но стоит речи героя изменить направление, меняется текстура языка и стиль письма.

Роберт Макки. Диалог. Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов

-2

Если у вас есть вопросы по написанию книги - художественной или нон-фикшн, - с удовольствием отвечу на них и проведу для лично для вас бесплатную консультацию. Записывайтесь здесь

Статьи по теме

Как правильно посторить диалог персонажей?

Как создавать портрет героя, чтобы читателю не было скучно?

Как правильно выстроить сюжет книжной истории