Фильм режиссера Бенни Чана «Шаолинь» не претендует на историческую правду, это не исторический фильм. В основе лежит лишь один факт – в 1928 году храм Шаолинь был разрушен, и главные герои фильма имеют возможные косвенные прототипы исторических лиц.
В фильме главной линией является линия судьбы человека, которая меняется радикально через осознание, покаяние и преображение своей души. Эта линия является главной драматической «изюминкой» «Шаолиня». Здесь же и прекрасная игра талантливых актеров Энди Лау и Николаса Цзе.
Второй «изюминкой» является персонаж Джеки Чана. Здесь Джеки не играет главную роль, не играет роль супер героя, а простого повара Шаолиня. Однако, эта роль контрастна по отношению к главному герою фильма. Скажу позже в чем.
Третьей «изюминкой» являются масштабные сцены, которые умеют ставить китайцы в своих эпических кинолентах. Это зрелищно, красиво, впечатляюще.
Фильм поставлен очень хорошо: и в сценах, и в диалогах. Его хочется пересматривать. Он заставляет задумываться. А это немалое.
Немного по сюжету.
Генерал Хоу Цзе (прекрасно сыгранный очень популярным китайским актером Энди Лау) – успешный завоеватель, живущий по философии утверждения своей власти и личного могущества. В основе такой философии – беспощадность.
Хоу Цзе захватывает город Данфэн. Правитель города, спасаясь бегством, пытается укрыться в храме Шаолинь, думая, что святое место его защитит, что Хоу Цзе не посмеет войти в него, как завоеватель.н
Но Хоу Цзе не останавливает святость храма. Он не щадит правителя, а убивает его прямо в Храме, на глазах настоятеля и монахов.
Далее, по сюжету, действие рождает противодействие.
Сон Ху, друг Хоу Цзе, позарившись на захваченный город, и желая присвоить его себе, решается убить Хоу Цзе. А ближайший помощник Хоу Цзе, Цао Мань (его прекрасно сыграл Николас Цзе) идет на более хитрый ход: решая убрать и Сон Ху, и Хоу Цзе.
В мире зарвавшихся и дорвавшихся до добычи хищников нет этики и высоких ценностей. В нем есть неуемная и неуправляемая жажда. Это низшие вибрации человеческой души, а может даже не человеческой уже, а животной.
В результате разборок погибает семья Хоу Цзе, гибнет его единственная любимая дочь.
И здесь к генералу Хоу Цзе приходит осознание, происходит пересмотр своей жизни, философии ее, ценностей, возникает глубокое чувство покаяния. Он приходит в Шаолинь, желая стать монахом, очиститься от зла в душе своей, искупить свою вину за нерадивую свою жизнь, которая повлекла за собой гибель семьи .
Интересная сцена: монахи Шаолиня помня, как Хоу Цзе, на их глазах, убил в святых стенах монастыря человека, говорят настоятелю (его прекрасно сыграл актер Юй Хай): прогони этого злодея, он не может быть нам братом. Но настоятель своим поступком утверждает обратное: истинное милосердие, прощение, дает шанс человеку на исправление и принимает Хоу Цзе послушником монастыря.
Хоу Цзе обретает мир в душе, находит друзей среди монахов и искупает свою вину, защищая от захватчиков монастырь, ставший теперь его родной обителью.
И вот здесь интересна параллель с персонажем Джеки Чана – поваром Вудау. Вудау не имеет в себе всех тех амбиций, что двигали честолюбивым Хоу Цзе и другими правителями. Он живет в мире с собой, людьми, с юмором относится к жизни, скромен и не кичиться собой, хотя умеет немалое. Диалоги с ним покаявшегося Хоу Цзе показывает тому - вот что есть настоящая жизнь, ее правильная философия: не надо побеждать, терзать, захватывать, обрети мир и гармонию с собой и людьми и жизнь подарит тебе счастье. Так и живет сам повар Вудау.
Джеки Чан, как и всегда, вносит много юмора и живости своей игрой к месту, и кстати. Он остается верным себе. Как-то в интервью его спросили: сравнивал ли он себя с Брюс Ли, может быть старался подражать легендарному актеру и кунгфуисту.
На что Джеки ответил: Брюс Ли играл серьезных сосредоточенных парней, которые жестко стоят за справедливость и сражаются за нее. Мой герой - человек, который умеет смеяться, с юмором смотреть на себя и жизнь. Можно бороться со злом, а можно посмеяться над его абсурдностью. И порой это бывает более победным. Смех показывает, что мы не боимся и не задавлены излишней серьезностью, в которой порой немало заблуждений и страхов.
В "Шаолине" этот момент очень неплохо показан игрой Джеки Чана.
Кто смотрел фильм и хочет поделиться впечатлениями – поделитесь.