Найти в Дзене
Замочная скважина-news

«Место встречи»: какие эпизоды фильма были сняты режиссёром Высоцким

Оглавление
Многосерийная картина о приключениях Глеба Жеглова и Володи Шарапова стала фильмом, в котором Высоцкий попробовал себя в качестве режиссёра.
Многосерийная картина о приключениях Глеба Жеглова и Володи Шарапова стала фильмом, в котором Высоцкий попробовал себя в качестве режиссёра.

Всё случилось в июне 1978-го, когда Станиславу Говорухину пришлось оставить съёмочную площадку и на время отбыть в ГДР на кинофестиваль.

Как Высоцкий снимал «стахановскими темпами»

Предварительно Станислав Сергеевич проговорил с коллегой все детали будущих эпизодов. Уезжал он всего на неделю. Высоцкому было оставлено 400 метров киноплёнки, которую в 1970-х очень берегли.

Владимир Семёнович с поставленной задачей справился. Причём, работа над эпизодами заняла практически в два раза меньше времени, чем предполагалось. Станислав Говорухин считал, что на работу необходимо не меньше семи дней. Тогда как Владимир Семёнович уложился за четыре.

«Ох, и замучил же он нас…»

Высоцкий и Говорухин, фото из открытых источников
Высоцкий и Говорухин, фото из открытых источников

Высоцкий-режиссёр оказался противоположностью Говорухина. Актёры и другие участники съёмочной группы это почувствовали сразу.

Если Станислав Сергеевич всё делал несколько медлительно, с удовольствием погружаясь в творчество и не выпуская изо рта трубку, то его сменщик чётко расставлял задачи и требовал их выполнения.

В это, может быть, трудно поверить, но дисциплины на съёмках у Владимира Высоцкого было даже больше, чем у «основного режиссёра». К началу работы над каждым эпизодом было готово всё: артисты, костюмы, свет… Снимать начинали после небольшой репетиции. На сцену хватало одного дубля. Реже требовалось два.

Такой режим работы оценили не все. Когда Говорухин вернулся из Германии, ему были очень рады и даже тайно признавались: «Ох, и замучил же нас Высоцкий!»

Эпизод №1. Кашне для Васи Векшина

"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников
"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников

Итак, какие же сцены были сняты «Жегловым», знаменитым бардом, на время занявшим режиссёрское кресло?

Знатоки могут вычислить их, хотя и с определённым трудом. Режиссёр Высоцкий всё сделал в говорухинской манере, присущей всей картине. Однако некая театральность в эпизодах всё же присутствовала (из-за этого они не очень-то понравились Станиславу Сергеевичу).

Во-первых, это – самое начало картины. Момент с оперативником Васей Векшиным, которого разоблачили бандиты. Тут Владимир Семёнович проявил собственную инициативу и предложил дополнить костюм для киногероя – надеть на актёра Евгения Леонова-Гладышева белый офицерский шарф. Такие в послевоенные годы были в моде. Их носили многие молодые люди, в силу возраста не попавшие на фронт.

Была снята сцена с кашне и без него. Говорухин не оценил «самодеятельности» и выбрал второй вариант.

Эпизод №2. Плащ Груздева

"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников
"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников

Вторым эпизодом, над которым работал «временный режиссёр», стал допрос Груздева. Сыгравший его актёр Сергей Юрский позже вспоминал эти моменты с восхищением. Артист говорил, что Высоцкий отлично справился с работой – легко находил контакт с коллегами и даже шёл на определённые компромиссы.

- С ним можно было спорить по каким-то вещам. И он соглашался, когда понимал, что неправ, - говорил Юрский.

Кстати, именно актёр убедил Высоцкого добавить в сцену допроса такую важную деталь: Груздев встаёт со стула, а следователь «случайно» ставит стул на его плащ…

Эпизод №3. Бывшая супруга режиссёра

"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников
"Место встречи изменить нельзя", фото из открытых источников

Интересно, что на время отъезда Говорухина выпала съёмка эпизодов, в которых должна была сыграть бывшая супруга Станислава Сергеевича Юнонна Карева. Она появилась в фильме в образе гражданской жены Груздева.

Красавица Юнонна хорошо смотрелась в кадре, однако актриса испытывала слишком большое волнение – у неё не было опыта работы на съёмочной площадке. И здесь на помощь пришёл Владимир Семёнович. Вернее, его требовательность ко всем участникам процесса: Каревой ничего не оставалось, как собраться, оставить волнение и играть.

Кстати, Станислав Говорухин остался недоволен сценами с бывшей женой. Он раскритиковал то, как она двигалась в кадре и даже то, как сидел её костюм. Впрочем, переснимать эпизод не стали: на это не было ни времени, ни лишней киноплёнки. Единственное, что решил сделать Станислав Сергеевич, дабы «улучшить сцену» – пригласил на переозвучку другую актрису…