Сомнения в принятых ранее решениях и нарушение договоренностей
Бог сотворил весь мир, который окружает нас, не потому, что мир зачем-нибудь был нужен Ему. Господь творил потому, что у Него очень много любви — столько, что она переполняет Самого Бесконечного Бога.
А любовь порождает жизнь, и дает этой жизни возможность расти и развиваться, и самой давать силу другой жизни. Весь мир, сотворенный Богом, прекрасен и совершенен. Он устроен подобно лестнице.
В начале ее — космос, то есть земля и небо.
Они живут по законам, которые начертал для них Господь.
Они очень красивы, но совершенно лишены всякой живой души. Жизнь таится в них, точно колосья в пшеничном зерне. Ее невозможно рассмотреть в самом зернышке, но когда оно ляжет в землю, из него явятся мощные колосья.
Так же и земля, и небо. Они кажутся безжизненными, но напоены светом, необходимым для всякой жизни. И, по Слову Божию, земля и вода при сотворении мира произвели растения и первых животных, которых Книга Бытия называет "душа живая".
А завершает эту лестницу человек, любимое творение Божие.
Он не был порожден землею или водой, подобно растениям и животным. Бог сотворил его из неживой материи, которую Библия называет "прах земной".
В это создание Господь вдунул дыхание жизни, творя его по образу и подобию Себя Самого, Единого Бога, пребывающего в Предвечном Совете Трех Его Лиц: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святаго.
Закончив творить мир, Бог вверил его дальнейшую жизнь человеку.
Создатель не оставил свое творение и продолжает заботиться о нем.
Но теперь человек в ответе за мир, и от человека зависит, когда мир станет раем.
Бог дал жизнь человеку, чтобы тот стал соработником Богу. Господь ждет от человека ответа — действенной любви. Он дал человеку дары любви и слова, которые отличают его от всех других творений. Первых людей, Адама и Еву, Господь поселил в Эдеме в райском саду.
Человеку многое было дано ради того, чтобы его любовью весь мир стал раем.
В Эдемском саду было множество деревьев, которые радовали красотой и давали прекрасные плоды. Бог произрастил их для пользы человека.
Но было в Эдемском саду дерево, плоды которого Господь запретил есть. Это было дерево познания добра и зла.
— В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь,— заповедал Бог человеку.
"Заповедал" — это церковно-славянское слово. На русский язык оно переводится как "запретил".
Бог начертал для всякой звезды путь, которым она движется по небу.
Это значит: Он запретил ей двигаться всякими иными путями, чтоб не столкнулась звезда с другой звездой или планетой.
В запретах, которые дает Господь, видна Его любовь.
Свои запреты есть для каждого создания Божиего.
Если бы их не было, то не было бы и всего мира.
Вода стремится размыть сушу, суша, наоборот, старается поглотить воду. Разные виды животных соперничают друг с другом. Все, что мы видим вокруг нас, проходит вместе со временем.
Если бы Бог не установил пределы для воды и суши, животных и растений, то творения стали бы уничтожать друг друга. А мир не может стоять на вражде.
Мир живет любовью.
Но некоторые из Ангелов, еще прежде сотворения человека, отказались принять Божественные запреты.
Они были очень гордые и думали, будто способны сами устроить мир, без Бога и без Его запретов. И тогда Господь лишил этих Ангелов их Ангельского достоинства.
Бог не отнял у них жизнь. Они остались теми же бестелесными существами, которых Он сотворил.
Но они больше не возвещают Его Волю. А если Ангел не возвещает Божественную Волю, он становится бессильным призраком.
Таких Ангелов называют "падшими", потому что отпали от Бога. Падшие Ангелы бессильны, но опасны. Они так и не приняли Божественной любви и Божественных запретов и стремятся захватить власть над миром.
Сами они этого сделать не могут и потому всячески соблазняют человека быть соучастником своих замыслов.
Книга Бытия предостерегает нас от опасности таких соблазнов.
Ведь, к сожалению, первые люди, Адам и Ева, не исполнили заповеди, которую им дал Господь.
Библия говорит о змее, который был хитрей всех зверей полевых, то есть более развит, чем любые животные.
Это был один из падших Ангелов, которому Бог попустил явиться людям в обличье змея.
Но даже это страшное обличье не предостерегло людей: ведь слова змея были соблазнительны.
Змей спрашивал Еву:— Подлинно ли сказал Бог:
не ешьте ни от какого дерева в раю?
Змей превосходно знал Божественную заповедь, но он искушал Еву, надеясь, что она забудет Божии Слова.
Ева же говорила, что людям не запрещено есть плоды с деревьев. И не только не есть, но даже не касаться плодов на дереве познания добра и зла заповедано Богом. Потому что эти плоды ведут человека к смерти.
А змей нашептывал Еве:— Нет, вы не умрете.
Но Бог знает: когда вы вкусите плодов с дерева познания добра и зла, вы откроете глаза и станете, словно боги, которые знают добро и зло.
Змей лгал.
Зло не было создано Богом, потому что Он сотворил одно только добро.
Но Он дал всякому существу право выбирать, потому что Бог любит свои создания.
А когда любят, не стремятся отнять свободу у любимого существа.
А право самому принимать решения и выбирать — это самое главное, из чего состоит свобода.
Бог не отнимал свободу даже у падших Ангелов, может быть, потому, что давал им последнюю возможность не отказываться от Его Любви, содержащей весь мир. Но падшие Ангелы отказались. И тогда они лишились Божественной любви, а с нею — и Самого Бога.
А без Бога и Его любви ничего быть не может.
Церковные писатели убедительно показывают: зла не существует в мире.
А если оно и появляется — только лишь потому, что человек, по своей беспечности, дает жизнь злу.
Когда человек забывает о великих дарах, врученных Самим Господом, он забывает свое великое предназначение — сделаться подобным Богу.
И такой человек становится словно игрушкой в руках падших Ангелов, которые управляют им при помощи гордости, лжи и всяких других дурных качеств.
Змей лгал Еве, потому что первым людям не нужно было знать добро и зло.
Для них было только добро: ведь они обитали в прекрасном райском саду и были близки Богу.
И когда они согласились узнавать добро и зло, они дали жизнь злу.
Ева увидела, что плоды заповедного дерева приятны для глаз и хороши в еду, а самое главное — ей хотелось иметь знания. И она ела плоды и дала Адаму, своему мужу, и он тоже ел.
Падший Ангел всегда был обманщиком. Адам и Ева жили в раю совершенно нагими и не стыдились, потому что у них не было никакой вины перед Богом.
Но вот они съели запрещенные плоды.
Добра и зла Адам и Ева, конечно, не узнали, зато узнали, что они нагие.
Теперь они были виноваты перед Богом, и они почувствовали стыд, и приписали его наготе.
И Адам и Ева сшили одежды из листьев.
И едва они успели прикрыть наготу, они услышали голос Господа Бога:
— Адам, где ты?
Адам отвечал:—
Я услышал Твой голос в раю и испугался, потому что я нагой. И я спрятался.
В этом месте Книги Бытия мы видим, как человек впервые забывает о Боге. Адам пробует скрыться, хотя и знает, что нельзя скрыться от Господа, знающего каждую травинку в мире.
Бог спросил: — Кто сказал тебе это? Не ели ты плодов от запретного дерева?
Адам ответил:
— Мне дала их жена, которую мне дал Ты.
Бог сказал Еве:
— Зачем ты сделала это?
— Меня обманул змей, и я ела,— отвечала Ева.
Бог и теперь, после нарушения заповеди, готов простить людей.
Но они не признают за собой никакой вины:
Адам обвиняет Еву, а Ева — змея.
Зло вошло в мир и принесло с собой нелюбовь, ложь и разделение.
И тогда Бог проклял змея, породившего вражду, чтобы он до окончания мира жил во вражде.
Еве же Он сказал:
— Я даю тебе многую скорбь.
Ты будешь стремиться к твоему мужу и в мучениях рождать детей.
А Адаму Господь сказал:
— За то, что ты послушал твою жену и нарушил Мою заповедь, земля проклята за твой грех. Она произрастит для тебя колючки и кустарники, и ты будешь в поте лица добывать себе пропитание, покуда не возвратишься в землю, из которой ты был взят. Потому что ты — прах земной, и вернешься в прах.
Бог сделал для Адама и Евы кожаные одежды, чтобы они могли переносить тяжкие труды и невзгоды. Господь не уничтожил их. И даже наказание Его причастно радости: ведь Ева теперь будет рождать детей. Жизнь Адама и Евы была вновь устроена в Предвечном Совете Святой Троицы.
В Эдеме произрастало еще одно дерево, запретное для людей, дерево жизни и смерти. Мы, к счастью, не знаем, что было бы, если бы люди вкусили его плоды.
Бог предупредил их:
Он выслал Адама и Еву из Эдемского сада, чтобы человек продолжил то, для чего был сотворен.
Он должен теперь кропотливо возделывать землю, из которой был прежде взят, чтобы наполнить мир любовью и Словом Божиим.
А у восточных ворот рая Господь поставил огнекрылого Ангела, Херувима, и вручил ему вращающийся огненный меч, чтобы никто не мог подойти к дереву жизни и похитить его плоды.