Эта нелепая смерть никак не обусловлена ни перипетиями сюжета, ни требованиями композиции. Это даже нельзя назвать развязкой, потому что она ставит точку разве что в биографии самого персонажа, но при этом совершенно безразлична поднимаемым в книге вопросам. И, тем не менее, Гессе убивает главного героя, безжалостно и почти демонстративно.
Все это заставляет меня думать, что за смертью магистра кроется какой-то тезис, возможно, та самая авторская оценка персонажа, от которой он так тщательно воздерживался всю книгу. Следует ли считать бегство Кнехта предательством? Указываемые им причины выглядят как минимум странно: капитан, узнавший о грозящей судну опасности, не должен первым ломиться на берег. В магистре возобладал индивидуализм, выдернувший его из касталийской жизни. Быть может, смерть – это авторская кара за побег из созданного им рая? Или более мягко: иллюстрация того, что отдельный винтик аппарата волшебной провинции сам по себе нежизнеспособен, сколь большое значение он не играет в системе? И только внутри Касталии Кнехт обладал той силой и исключительностью, которые мы непрерывно наблюдаем в книге, а, покинув ее, ему не грех и утонуть, как простому смертному. Так или иначе, я не вижу оснований для беспричинной смерти героя, кроме авторского несогласия с его позицией.