Найти тему

6 октября. Несколько событий истории дня

1863 - В Нью-Йорк с визитом прибыла эскадра паровых кораблей русского флота под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского для демонстрации солидарности с Северными штатами Америки в их борьбе против рабовладельческого Юга, поддерживаемого Англией и Францией.
Американцы редко вспоминают этот случай, больше того – многие вообще ничего не знают о его значении. А между тем сохранением своей независимости Соединённые Штаты во многом обязаны русскому императорскому флоту.
В Атлантический океан из Балтийского моря, направленная в Нью-Йорк, вышла крейсерская эскадра под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского – 6 кораблей, численность экипажей – 3000 человек. Сберегая уголь на случай боя или длительного безветрия, корабли отряда проделали большую часть пути под парусами.
Одновременно для операций
в Тихом океане в Сан-Франциско была сосредоточена другая крейсерская эскадра под командованием контр-адмирала А.А. Попова в составе 6 кораблей и 1200 офицеров и матросов.
Летом 1863 года эскадра из 5 кораблей флота ее величества королевы Виктории прибыла в канадский порт Эксмольт, демонстрируя готовность поддержать в конфликте противников федеральных властей в Вашингтоне.
Франция играла свою геополитическую игру, имея планы на сопредельную Югу Америки Мексику. Стремясь заручиться лояльностью конфедератов, Париж неофициально поставлял им оружие. В этих условиях лишь Россия безоговорочно поддержала Север в Гражданской войне.
Кроме угрозы морским сообщениям Англии и Франции в случае войны, в задачу эскадр входила демонстрация солидарности с Северными штатами Америки в ходе гражданской войны против рабовладельческого Юга, поддерживаемого Англией и Францией. Русским эскадрам не ставилась задача участвовать в боевых действиях против Юга. Наоборот, предписывалось соблюдать строжайший нейтралитет. Тем не менее, настроение экипажей кораблей было на стороне северян.
Наличие русских военных кораблей сдерживало флот южан от активных действий. Некоторые американские исследователи считают, что конфедераты "были предупреждены о решимости русской эскадры помочь местным властям в отражении нападения"" и не рискнули атаковать Сан-Франциско.

Эскадра С.С. Лесовского в Нью-Йорке
Эскадра С.С. Лесовского в Нью-Йорке

24 сентября 1863 года русская эскадра адмирала Лесовского стала на рейде Нью-Йорка, а 27 сентября вторая эскадра под командованием адмирала Попова стала на якорь на рейде Сан-Франциско. Появление в разгар гражданской войны у берегов Америки русских кораблей в Нью-Йорке и Сан-Франциско произвело в САСШ настоящую сенсацию. Общественное мнение США горячо приветствовало присутствие русских моряков в американских портах. Осенью 1863 года американские газеты пестрели многочисленными статьями, рисунками, объявлениями о торжественных манифестациях, приемах и обедах в честь русских моряков. Никогда ранее Россия, ее политика, роль в мире и особенно ее отношения с Соединёнными Штатами не привлекали столь пристального внимания американской общественности.
Внезапное появление русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско стало для Англии педагогическим шлепком по самом мягкому месту. Планы России были с блеском реализованы, и расчет оказался точным: антироссийская коалиция полностью развалилась.
В июле 1864 года, когда войска северян в Америке перешли в наступление по всему фронту, обозначилась их победа над конфедератами и отпала угроза военных действий со стороны Англии и Франции, русские эскадры были отозваны на Родину. Результаты этой операции были высоко оценены министром иностранных дел России князем А.М. Горчаковым и оказали сильное влияние на развитие крейсеров как нового класса боевых кораблей.

При отплытии эскадры домой на прощальном обеде мэр Бостона сказал: "Русская эскадра не привезла нам ни оружия, ни боевых снарядов для подавления восстания, но она принесла с собою более этого – чувство международного братства, своё нравственное содействие".

1866 - Произведено первое в истории США ограбление поезда - шайка братьев Рено похитила более 10 тысяч долларов.

-2

Пятеро братьев Фрэнк, Джон, Симеон, Клинтон и Уильям первыми в мире отважились ограбить почтовый вагон компании "Адаме экспресс", следовавший в составе одного из скорых поездов компании "Железная дорога Огайо и Миссисипи". Нападение произошло между станциями Симор и Норт-Вер-нон.  Бандиты были пойманы при помощи детектива Аллана Пинкертона и понесли наказание...

В Париже у подножия Монмартра 6 октября 1889 года приняло первых посетителей ночное кабаре "Мулен Руж" ("Красная мельница").

-3

Легендарное злачное заведение вместе с компаньоном Шарлем Зидлером, в юности кожевником, а позже антрепренером, открыл воротила развлекательной индустрии Жозеф Оллер.

Еще в 1875 году он основал первый французский мюзик-холл, а в 1888-м – знаменитый концертный зал "Олимпия".

Публика "Мулен Руж" была впечатлена огромным танцзалом в свете газовых ламп, бархатом на стенах, а также деревянным слоном, в брюхе которого мужчины могли, отхлебывая абсент и покуривая опиум, глазеть на танцующих красоток.

Но все же главным козырем "Мельницы" стал канкан. Его исполняли с шиком разодетые девицы, которых Зидлер переманил из простонародного кабаре "Элизе-Монмартр".

Сумасшедшие ночи в "Мулен Руж" продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Кабаре было вновь открыто лишь в 1921 году. Знаменитые артисты от Эдит Пиаф до Жозефин Беккер, от Мориса Шевалье до Ива Монтана – считали для себя честью выступать здесь.

В "Мулен Руж" собирались не только представители среднего класса, но и аристократы, люди искусства (Пикассо, Оскар Уайльд) и даже члены королевских семей, например, принц Уэльский.

Сейчас звёзды "Мулен Руж" известны главным образом по плакатам Анри де Тулуз-Лотрека, который с самого открытия кабаре стал его завсегдатаем. Он приходил сюда каждый вечер, чтобы смотреть на прекрасных танцовщиц, и, окружённый шумной душной толпой, создавал здесь свои картины, прославившие "Мулен Руж" и его самого.

6 октября - Календарь Истории.