Найти тему

Гибель АПРК Курск, самая большая потеря российского флота

Тот день я забыть не смог, и хорошо помню во всех подробностях. 12 августа 2000 года. Западная Лица, пасмурное небо, но не холодно. Обычно лето приходит на север ненадолго, народ спешит за грибами и ягодами, и тёплые дожди гарантировали обильный урожай, грибов и ягод, конечно. Пару дней капало с неба и все колдоёбины, вокруг которых стоят дома, заполнились водой. Время возле 13:00, народ неторопливо идёт домой обедать.

Это прекрасное изобретение ещё императорского флота Российской Империи — адмиральский час! Ради него можно в последние годы СССР и три года на флоте послужить))) Простите, представители других родов войск, у вас такого кайфа не было! Матросам официально разрешается спать целый час после обеда, а кто-то тут же бежит 10-км кросс с Калашниковыми за спиной. Я в таком военном заведении учился, знаю по себе) Но не об этом речь.

На пути домой на меня чуть не наехал, но получилось меня обрызгать, УАЗик командира дивизии подводных лодок. Машина приостановилась, оттуда выглянул заместитель командира, и по его лицу я понял, что шухер. Сказал прямо, мол, «Курск» пропал. Не вышел на связь. Возможно, ещё тогда руководители знали чуть больше, но после потери АПЛ Комсомолец, нашей же флотилии, ещё в 1989 году, стало тревожно.

Обед ускоренно закончил и связался с разведчиками. У них тоже всё в мыле! Но так, потихоньку, сообщают мне, что в районе, где был Курск, всплыл аварийный буй натовской подводной лодки. Представляете, сколько в голове вариантов появилось? Было известно, что подводные атомные лодки на грунт сами не ложатся. Кто с головой, поняли сразу.
А дальше всё просто. Наши спецподразделения добрались до погибшего корабля. Сфотографировали разрушения, а они были страшными, видел сам. Страшной силы взрыв уничтожил и первый, торпедный отсек, и ближайшие к нему центральный и командный отсеки, да так, что людей там просто сдавило железом. Позже, когда лодку подняли, чтобы достать одного из командиров, он был в метре от нас, следователей, потребовалось несколько дней срезать железные конструкции.

Вернёмся. Когда через какое-то время наши с норвежской помощью смогли открыть коммингс-площадку (люк на корме лодки, 9 отсек), оттуда, как всем известно, появились только несколько воздушных пузырей.

Водолазы достали из 9 отсека всех обнаруженных там погибших подводников. Буквально сразу, на борту того норвежского судна, группа судебно-медицинских экспертов провела свою специфическую работу.
Следственная группа смогла практически достоверно выяснить, как погибли те, последние ребята с Курска. Когда им стало понятно, что корабль погиб, а в отсек стала поступать забортная вода, они почти все оделись в спасательные костюмы, чтобы выйти из лодки. Спешность заключалась в том, что вода заполняла отсек, а в нем находились регенеративные батареи, которые вырабатывали кислород. Но при попадании на эти батареи воды и масла, был неминуем пожар, страшный и смертельный. И вот они, уже в костюмах, готовые к выходу, обнаружили, что трап (лестницу) к спасительному люку, в последний поход не взяли. Забыли на базе. И шансов не осталось. Вскоре взорвались батареи, и моряки просто сварились в кипятке. Это и подтвердили судмедэксперты, поверьте, одни из самых лучших в нашей стране.
Последние погибшие моряки Курска ушли из жизни через 5-6 часов после гибели корабля, это доказано официально, и не надо придумывать всякие гадости, что якобы они жили дольше и их могли спасти. Их никто спасти не мог. А позорнейшее поведение руководителей флота вопросы оставляет.

Вопрос к руководству страны заключается и в другом. Я (бывших офицеров не бывает) службу начинал, впрочем и окончил, на Северном флоте. Первым кораблем, на котором я служил , был ССПЛ «Хибины», спасательное судно подводных лодок, в переводе на гражданский язык. Город Северодвинск. Быстроходный военный корабль с колоколом для спасения терпящих бедствие (не приведи Господь) наших подводных лодок. С колоколом! Это то устройство, которое спускается на аварийную лодку, как раз к выходному из лодки люку, с помощью глубоководных водолазов, и как итог - спасение экипажа. СПАСЕНИЕ!
Так вот, мне как прокурору очень непонятно уничтожение и списание всех до единого спасательных кораблей. У нас нет сейчас кем спасать. Печалька.