Как такое вообще может быть? – спросит читатель, и я не знаю, что ответить. Делайте выводы сами.
Для экипажа АПЛ СФ «К-172» пр. 675, командир Н.А. Шашков, термин «демеркуризация» стал тяжелым воспоминанием о произошедшем. Весной 1968 года «К-172» несла боевую службу в Средиземном море. Экипаж - 132 человека.
Перед выходом лодки на боевую службу, химик и врач «по халатности» разбили в каюте химика колбу с 18 кг ртути. Пытаясь скрыть происшествие от командира «К-172», эти двое приказали провести в каюте приборку. Ртуть собирали и сбрасывали в умывальник (!!!). Очевидно, что «приборкой» ртуть еще больше растерли и создали условия для ее испарения. Врач точно знал, что ПДК паров ртути - 0,000 003 (три миллионных) мгм на 1 литр (!!!!). Полный абзац. Факт остается фактом - врач и химик молчали, а воздушная вентиляция разнесла смертельные пары ртути по всем отсекам «К-172».
Первые пострадавшие появились на 11 сутки, когда «К-172» была в районе Гибралтара. Наиболее «заражены» оказались 3, 8 и 10 отсеки. Отравлению подвергся весь экипаж за исключением шести человек. Командир лодки, Николай Александрович Шашков, потерял в весе 16 кг.
Рассказывает Н.А. Шашков (Прошу обратить внимание на фразы врача – прим.автора): «матросы валились с ног их тошнило, выворачивало … В конце концов корабельный врач доложил об эпидемии непонятного заболевания. (!!!).Решили проверить воду: - норма. Стали грешить на фруктовые соки. Разбились по отсекам: первый пьет только яблочный, второй - только сливовый, третий - только виноградный. Результат: у всех одна, как говорят врачи: клиника…».
«Может быть радиация? - предположил доктор. …сразу проверили - биозащита в норме, дозиметры - в пределах фона. А люди загибаются. Решили не есть. Но и голодание не принесло ни малейшего облегчения.
«Доктор предположил отравление солями тяжелых металлов. …Надо в Москву докладывать. Но это возвращение с боевой службы, срыв выполнения стратегической задачи. Понимаете, чем это чревато?.. дал радио в Москву. Приказ: выйти в такую-то точку, встать к борту БПК. Подхожу, встаю, перехожу на борт, беру трубку радиотелефона. Голос главкома, Сергея Георгиевича (Горшкова – прим.авт): - Принимай решение сам! Ты командир, тебе на месте виднее. Главное - людей побереги. Если есть угроза для жизни – возвращайтесь».
АПЛ «К-172» закончила боевую службу. Возвращались в базу в надводном положении. По прибытии весь экипаж «К-172» оказался в госпитале. Казалось бы – герои: «полтора месяца сохраняли боеготовность в ядовитейших парах, поотравлялись все, кто с желудком слег, кто с почками, кто в печенью, а с позиций не ушли, и ракетный залп готовы были дать в любую минуту, и скрытность сохранили, и ни одного человека не потеряли, - рассказывает Н.А. Шашков, но награда была одна на всех – не наказали. Офицерский состав разбросали по флотам, матросов демобилизовали.
Более двух лет АПЛ «К-172» проходила демеркуризацию на заводе «Звездочка» в Северодвинске. Демонтировали все основные агрегаты, ободрали с переборок пробковую крошку, краску, сменили фильтры, перебрали всю вентиляцию. Работа была проделана колоссальная.
Помимо официальной версии событий на АПЛ (см.выше) существует и такая, что некий матрос-химик, ранее служивший на «К-172», якобы слил 10 кг ртути в умывальник. Ртуть осела в сифоне и отравляла лодку. Без комментариев.
Самое отвратительное во всей истории то, что внятных официальных объяснений серьезнейшему происшествию на «К-172» нет и сегодня.
Источники: pikabu.ru, uhlib.ru Мормуль Н.Г., ok.ru/group/52126817779813