Найти в Дзене

"Тяжелая" вода (индустриальная быль)

Фото похожего места (не моё)
Фото похожего места (не моё)

Эта история приключилась в начале двухтысячных в небольшом городке Черноземья. Автор - второй участник и, к сожалению, очевидец. Преамбула такова - жили на окраине спального района два юных разгильдяя и не было у них ничего интереснее, чем мотаться по основательно брошенным местам прилежащего промышленного района, проще говоря, - промзоны. Это сейчас имеется красивый термин "индустриальный туризм", а тогда это занятие никак не называлось, да еще и порицалось окружающими как опасное и бесполезное. Нашего с товарищем визита "удостоились" почти все заброшенные и законсервированные предприятия, объекты военпрома и гражданской обороны. Да, развлекались, как умели. До определенного случая.

Планы на тот день заключались в посещении подземного убежища неподалеку от полурабочего госпиталя (профиль госпиталя - инфекционные заболевания). Сама больница занимала приличную загородную территорию, но с концом СССР основательно пришла в упадок. Причем до такой степени, что поддерживать бомбоубежище стало для нее непозволительной роскошью. Оно и понятно - холодная война закончилась, вот и превратили объект сначала в подземный склад, а потом и вовсе - в хранилище списанного барахла. Дальше - лопнули зимой трубы на нижних уровнях и про "бомбарь" больничное начальство вовсе забыло. Остался лишь холм с гермодверью на территории, да торчащие "грибы" вентиляции.

На дворе был март. Слякоть подсохла и жарило солнце. Выдвинулись с утра, ехали час на желтом пригородном "Икарусе". Автобус нестерпимо скрипел и вонял парами недогоревшей солярки. Приехали. Госпиталь на месте, вон и холмик бомбоубежища торчит. Сторожа не видно, а больничный персонал прохлаждается в саду с другой стороны здания. Гуляй - не хочу. Ну, а мы, не дожидаясь особого приглашения, проследовали к наружной двери в торце холма. Наружная дверь паршивенькая, деревянная. Рассохлась и стоит нараспашку. А за ней - дверь металлическая, тяжелая. Вся в ржавчине и "замок прикипел". У таких дверей вместо ручки - вентиль крутить надо. Смотрим, а снаружи вентиль сорван - ось с резьбой вместо вентиля торчит. Это чтобы такие деятели не лазили, значит. Покорячились минут двадцать с "газовым" ключом и, наконец, открыли.

Внутри, за гермодверью, темнота, воздух тяжелый, затхлый. Плесень по стенкам и внизу где-то водица капает. А холодина! Как в медвытрезвителе. Делать нечего, спускаемся. Товарищ задевает головой сгоревшую лампочку - на него сверху сыплет старую штукатурку, пыль. Товарищ озвучивает матерную скороговорку... Спустились на первый уровень, прошли коридор. По правой стороне, как сейчас помню, выход вентиляции и ряд ржавых коек у стены. Бетонный пол сырой, но воды нет, уже славно - можно двигаться дальше. Вот и "зал". Помещение десять на пятнадцать метров и несколько проходов.

Смахивает на это, только без воды (а фото также не моё)
Смахивает на это, только без воды (а фото также не моё)

Зашли в первую комнату - это часть бывшего жилого блока. Мебель гнилая, краска по стенам лохмотьями, а на полу - дохлая лисица... Еще "свежая", характерного запаха нет. Как ее занесло туда? Нет, теоретически, могла и через ржавый вентканал свалиться или подкоп найти (у холма снаружи одна стеночка осела). Видеть мертвое животное под землей вдвойне неприятно, даже жутковато. В общем, засобирались мы из этой комнаты дальше - объект большой, все обойти охота.

Тут слышу, товарищ как топнет ботинком в пол! Звук гулкий такой, с эхом. Я и говорю: "Сань, ты чего, обалдел?" (сказал, правда, с выражением - испугался от неожиданности). А он молчит. Я фонарем посветил - товарищ слушает тишину и на меня смотрит, а потом смотрит на пол. И тут сработала интуиция - я легонько ботинком по бетону топнул - звук другой, более звонкий и вибрация меньше. Это если бы "оттуда" стучали, снизу что ли?.. Ладно, чего не бывает. Переходим в соседнее помещение.

Продолжение ожидается...