Довелось мне беседовать с дамой, купившей дом в болгарском селе. Мы обе переживали период "реновации" - так называют тут доводку вторичного жилья до состояния, приемлемого для комфортной жизни экспата. Обе сетовали на отсутствие в доме санузла. Прежние хозяева пользовались будками на территории. Болгарский нужник - это сооружение из кирпича и бетона, довольно просторное и крепкое, построенное буквально на века, но с дыркой вместо унитаза. Мы похихикали по этому поводу, и вдруг дама выдала сентенцию, изумившую меня до глубины души.
Мы, говорит, купив тут дома, получили свидетельство превосходства русской нации над болгарской. Во как! Я-то с Урала, не доперла до мировоззренческих высот, а дама выехала на жительство в Болгарию из самой Москвы. Разумеется, из Москвы виднее, какая нация в туалетно-клозетном деле больше преуспела. Превосходство московского этноса над всеми прочими россиянами не дискутируется, а принимается как данность. Но разговор этот случайный навел меня на размышления о человечестве в целом.
Посещение отхожих мест дело столь обыденное, что и говорить не стоило, если бы не культурологическая значимость процесса избавления организма от продуктов жизнедеятельности. Нормы морали, представления о нравственности, бытовые неудобства, сопровождающие дефекацию, оказывают жесткое влияние на психологию каждого индивидуума, сказываются на его самооценке. Когда вельможа ловит платок, которым только что подтерся король франции Людовик XIV, он соотносит свой статус со статусом короля. Ему дозволено присутствовать и повезло поймать монаршью какашку! Превосходство зримо и не оспоримо.
Историческая результативность этносов и социальных групп - локальных или глобальных, сплоченных сугубо экономическими интересами или религиозными воззрениями - зависит от принятых ими правил, норм и ритуалов, сопровождающих отправление малой и большой нужды.
В туалетном ракурсе рассматривая нашу христианскую (в календарном смысле) эру, я вижу две крайние точки на отрезке от Веспасиана до Макдональдса. Тит Флавий Веспасиан в первом веке первым стал зарабатывать на естественной нужде, брать деньги с посетителей уборных. В XXI веке транснациональная сеть общепита исповедует туалетную благотворительность. Гиды автобусных туров смело устраивают санитарные остановки у ресторанов с желто-красным логотипом. Не возьмусь утверждать, будто бизнес римского императора принес ему выгоды больше, нежели благотворительность добавила оборота и выручки сети Мcdonalds. Тут слово пусть возьмут маркетологи.
Экзистенциальный след, оставляемый обозначенным выше процессом в сознании каждой человеческой особи, неизгладим по двум причинам - интимность и неизбежность самого процесса. Вот кстати, о неизбежности ... Но прежде историческая справка.
На территории Шотландии археологи нашли остатки общественных уборных со стульчаками, свисающими над глиняными стоками. Возраст сооружений оценивается в 5 тысяч лет, то есть за тридцать веков до нашей эры люди пытались как-то легализовать и локализовать это дело.
Первый индивидуальный туалет сидячего типа был построен в 2600 году до нашей эры и принадлежал шумерской царице. Как ее звали, не припомню.
Туалеты сидячего типа, обнаруженные в культурных слоях Древнего Египта датируются 2100 годом до н.э.
Городскую канализацию первыми внедрили римляне, разумеется древние, и вроде бы позаимствовали проект у греков, еще более древних.
Воинствующие христиане, отринув язычество, отказались заодно и от санитарии. Плоть человеческая, есть грязь и пусть живет в грязи! Выплескивать нечистоты на улицу из окон в средневековых городах считалось нормальным. Светские власти не могли полностью принять церковный канон. В Париже действовал указ, предписывающий сливание нечистот из окон сопровождать громким троекратным криком «Внимание! Лью!»
Существует легенда, будто первый проект туалета со смывом разработал сам Леонардо да Винчи между 1452 и 1519 годом. Наряду с танком и вертолетом он так и остался в чертежах.
Документально подтверждено изобретение ватер-клозета в 1596 году. Автор англичанин сэр Джон Харрингтон. Королева Елизавета отвергла его изобретение.
Первый патент на туалет со смывным устройством был выдан в 1775 году опять же в Англии. Получил его часовой мастер Камминг. После этого осталось только избавиться от запаха, проникающего через ватер-клозет в помещение, где он установлен. Англичане пошли до конца.
Сельский слесарь Томас Креппер ( в других источниках Краппер) догадался изогнуть канализационную трубу U-образно, возник водяной затвор и запах из трубы больше не проникал в помещение. Тот же слесарь придумал, как дозировать смывную воду.
В начале ХХ века массовое производство ватерклозетов наладила испанская компания "Unitas". Отсюда и русское слово «унитаз».
Во второй половине ХХ века возникла задача посчитать на Земле городское и сельское население. В качестве критерия социологи приняли доступность канализации и использование ватерклозетов. В СССР этот принцип не действовал, а если бы действовал, половина городов оказалась деревнями. Кроме Москвы, конечно, уж там-то все какали на фаянсе, испытывая чувство коллективного превосходства.
в статье использованы снимки из личного архива и из открытых источников. Хотите поспорить с автором или дополнить историю, не стесняйтесь, не держите в себе. А вот тут читайте про немецкий опыт.