Фильмы из Казахстана – это уже не что-то новое для Московского Международного кинофестиваля, а укоренившаяся традиция, начатая несколько лет назад. Кажется, что такое вполне можно было бы считать некой ангажированностью, но нет – «Судьба» Жанны Исабаев доказывает, что фильмы казахстанского производства не зря занимают место под солнцем ММКФ.
«Судьба» рассказывает зрителю довольно классическую историю о постоянном выборе человека, внося в это несколько новых интересных деталей. Азат – 19-летний юноша, который приехал к своему брату, чтобы устроиться на работу, но из-за срочной работы на объекте в горах, родственника придётся ждать два-три дня. У Азата нет денег, поэтому решать бытовые вопросы, касающиеся еды, воды и крова над головой приходится в сложных условиях безработицы в городе.
Азат, находящийся на распутье, проходит так называемую жизнь сурка – он выбирает направления дорог, где ему встречаются люди, формирующие за него его собственное будущее. В этом и существует огромное отличие от других фильмов – главный герой «Судьбы» выбирает будущее не сам, а подвергается довольно сложным процессам, в которые он оказывается втянут против своей воли. Азат – почти образец честности и чистоты, юноша воспитан, трудолюбив и непорочен, тем не менее, на его пути встречаются люди, из-за которых его нормальная жизнь начинает рушиться.
Каждая новая история, происходящая с Азатом, так или иначе возвращает нас в 90-е годы, то самое время, которое большинство из нас пережило без особого энтузиазма, понимая сложность и неспокойствие того периода. Воспоминания, что пробуждает «Судьба», косвенно демонстрирует то, с чем сталкивались многие – болью, вызванной несправедливостью. Тем не менее, Жанна Исабаева не ставила перед собой цель разбить зрителя драматизмом, «Судьба» – это немного сказка, где абсолютно чистый человек получает в награду за свою несгибаемость самый лучший конец из возможных, но окажется ли он таковым на длительной дистанции – этот вопрос всё же останется открытым. С другой стороны, отрадно, что в современном кинематографе не всегда пытаются обращаться к 90-м с той лишь целью, чтобы показать всю их сложность и пессимизм, иногда содержание куда важнее формы, а светлый конец – не всегда плохо для драмы, он также позволяет задуматься о вечном.